Как и когда объявят новую мобилизацию и военное положение, раскрываем детали
Доживём до цифровизации
Целый пакет документов, принятый этим летом Госдумой и подписанный президентом, направлен на совершенствование законодательства в области призыва в армию и военного положения. Основная масса новых законов вступает в силу с 1 января, из чего многие делают вывод, что уже в январе начнётся новая волна мобилизации одновременно с ужесточением правового режима как минимум на части территорий.
Это так, но не совсем так.
Во-первых, не «уже в январе», а «только в январе». До этих законов казалось, что новая волна пойдёт сразу после выборов, как это было год назад. Однако сейчас мужчины призывного возраста, похоже, получили некоторую отсрочку: цифровые повестки и жёсткие меры по уклонению от посещения военкомата явно вводились не для того, чтобы перед их внедрением призывать сотни тысяч людей по-старому. Сейчас идёт активная цифровизация архивов, и только после её завершения будет, по всей видимости, проведена мобилизация нового, современного образца.
Сколько людей нужно?
Во-вторых, какова реальная потребность войск в добровольно-принудительном (будем честны) пополнении, сказать сложно. В России не публикуются цифры погибших и тем более они не классифицируются на мобилизованных, контрактников из рядов Вооружённых сил, добровольцев и бойцов частных военных компаний. Подобные раскладки есть в украинских и западных СМИ, но законы России запрещают их цитировать, да и особого доверия к «вражеским голосам» нет – там очень много откровенной дезинформации.
Изображение: Images.ai
Но затянувшаяся позиционная война с постоянными ракетными обстрелами и сотнями километров минных полей, безусловно, истощает живую силу обеих сторон. И подпитка, так или иначе, нужна обеим сторонам. Даже при очень соблазнительном по нынешним зарплатам денежном довольствии участника СВО добровольческий ресурс, вполне возможно, исчерпывается: год массированной рекламы должен был привлечь большинство молодых людей, в принципе рассматривающих вариант военной службы. Оставшиеся туда и не стремятся.
От призывника до контрактника – одна подпись
Наш прогноз – мобилизация если и будет, то даже не с января. Больше похоже на то, что выполнить план по обеспечению СВО бойцами постараются, подписывая контракты с призывниками. Это стало возможным «в период мобилизации, в условиях введенного военного положения и в военное время, а также при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций и при использовании Вооружённых сил РФ за пределами страны». Вооружённые Силы РФ и, по крайней мере, их ракеты и БПЛА, безусловно, используются сейчас за пределами страны, по каким бы нормам эти пределы ни толковать.
Здесь важно не впасть в крайность. Очень не хотелось бы, чтобы отцы-командиры толковали право срочников подписывать контракт как их обязанность. Одно дело – быть призванным по мобилизации, другое – изображая добровольность там, где её нет. Напомним, от призыва (в отличие от мобилизации) нет брони по профессиям и предприятиям, поэтому Россия может таким путём потерять будущих профессионалов в стратегически важных отраслях.
Военное положение для бизнеса
Очень много пунктов новых законов касаются военного положения. В России оно действует на территории ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей, но эти регионы далеко не полностью интегрированы, о них разговор особый. Что же касается «старой России», то очень похоже, что тщательная проработка полномочий властных органов при военном положении предполагает скорое введение этого режима и в ряде других субъектов Федерации. Более того, поскольку постоянной целью воздушных атак является Москва, введение особых правил возможно и для неё.
Ничего кошмарного в этом нет, разве что полномочия силовых органов при таком раскладе вырастают до небес, а их квалификация остаётся прежней. Среди новшеств выделяется право задержания граждан на 30 суток без решения суда об избрании меры пресечения (по подозрению в совершении тяжких и особо тяжких преступлений) – за месяц, знаете ли, очень много вопросов порешать. В новой редакции закона под это право подпадают многие составы знаменитой ст. 159 УК РФ «Мошенничество» (где максимальный срок наказания превышает пять лет) – очень бы хотелось, чтобы предпринимателей, которым в России и так СИЗО – дом родной, не начали «щемить» по этому методу.
Есть подозрение, что в следующем году несколько экономических статей УК исключат из «правила 30 суток». Хотя, конечно, с ребятами, мошенничающими на оборонных заказах, надо разбираться максимально жёстко.
Что в итоге?
Наш общий прогноз таков.
1. Режим военного положения вскоре будет распространён на приграничные и бывшие приграничные регионы (части регионов) России, подвергающиеся регулярным обстрелам.
2. Вопрос о второй волне мобилизации до конца не решён – сначала попробуют активнее подписывать контракты с призывниками. Если это не даст нужного эффекта, мобилизации следует ждать весной. К тому же в марте президентские выборы – непопулярные решения отложат на более поздний срок. Либо, как вариант, введут военное положение во всей стране и отложат выборы, но это крайне маловероятно, тем более что Зеленский таким манёвром уже воспользовался.
3. Система электронных повесток начнёт работать с большими сбоями, соответствующими скандалами и штрафами на ровном месте – отработают её тоже к весне 2024 года.
4. В конечном счёте всё будет решаться на поле боя, а не в Государственной думе. Когда победим, то и все эти новые законы покроются пылью.