Соединенные Штаты — загнивающая цифровая сверхдержава
Не сумев развить себя как цифровое государство, Соединенные Штаты быстро окажутся сторонним наблюдателем между ЕС и Китаем в качестве новых мировых цифровых держав, пишет американский журнал The National Interest.
Чтобы оставаться конкурентоспособными в цифровом мире, государства и управляющие ими бюрократические организации должны перейти на цифровые технологии. Эта трансформация требует нескольких инноваций, таких как создание и обслуживание цифровой инфраструктуры, сбор и обслуживание больших цифровых баз данных, присвоение гражданам и предприятиям уникальных цифровых идентификаторов, цифровое предоставление услуг и новые режимы регулирования, ориентированные на цифровые технологии.
Для государств, которые смогут успешно перейти на цифровые технологии, материализуются несколько преимуществ, включая улучшение экономических показателей, снижение административных расходов и геополитические или военные преимущества.
Тем не менее цифровизация также сопряжена со значительными рисками, особенно рисками, связанными с потерей конфиденциальности из-за создания новых возможностей для (цифрового) наблюдения. Эти риски можно свести к минимуму, если программы цифровизации будут следовать демократическим ценностям и нормам и уважать их.
Хотя Соединенные Штаты имеют хорошие возможности для того, чтобы стать мировым лидером в развитии цифровых государств, в настоящее время они значительно отстают от своего потенциала. Вместо этого теперь миром руководят другие геополитические игроки, особенно Европейский союз и Китай.
Соединенные Штаты
Нынешние цифровые недостатки присутствовали не всегда. В 1990-е годы именно Соединенные Штаты стимулировали мировой интерес к цифровизации государства. Это хорошо отражено в докладе 1993 года «Технологии для экономического роста Америки, новое направление для наращивания экономической мощи» и последующих значительных инвестициях, которые были сделаны в развитие цифровой инфраструктуры Америки.
Благодаря этим инвестициям Соединенные Штаты неизменно занимают лидирующие позиции в международных рейтингах. Доступ к Интернету улучшился, стали доступны возможности взаимодействия с правительством (в цифровом формате), и многие внутренние операции правительства переведены в цифровую форму. При администрации Обамы цифровизация стала приоритетом, и главный технический директор Соединенных Штатов был создан, чтобы помогать продвигать и направлять цифровизацию Америки.
Тем не менее, хотя Соединенные Штаты вложили значительные средства в свою техническую инфраструктуру, во время пандемии коронавируса стало все более очевидным, что их цифровая инфраструктура устарела и разрушается. В международных рейтингах цифрового правительства Соединенные Штаты находятся на последовательно снижающейся траектории. Доступ в Интернет широко доступен, но по-прежнему существует проблема цифрового разрыва.
Точно так же Соединенные Штаты продолжают сталкиваться со значительными неудачами в своих проектах по цифровизации, в первую очередь с первоначальным запуском и провалом Healthcare.gov. В то время как в Соединенных Штатах с 2009 года был назначен главный технический директор, при администрации Байдена эта должность осталась вакантной .
Евросоюз
В отличие от Соединенных Штатов, Европейский Союз (ЕС) быстро стал ведущей мировой цифровой сверхдержавой и вряд ли в ближайшее время потеряет эту позицию.
ЕС сделал одним из своих основных направлений цифровизацию своих обществ и правительств при поддержке запуска политической программы «цифровое десятилетие». Цели программы амбициозны, но поддерживаются как политически, так и финансово.
В ЕС государственные услуги и правительственные данные трансформируются, чтобы их можно было предлагать через государственные границы. Нормативные разработки, такие как eIDAS, способствовали созданию интероперабельных и трансграничных систем цифровой идентификации. Чтобы граждане и предприятия процветали в формирующемся цифровом обществе, были запущены многочисленные инициативы по преодолению цифрового разрыва.
Успехи ЕС в области цифровых технологий побудили государства во всем мире принять европейские подходы к цифровизации — как в техническом, так и в нормативном отношении. Этот процесс известен как «Брюссельский эффект», когда государства и предприятия перенимают лучшие практики ЕС, находясь в отдельной юрисдикции.
Поскольку государства и предприятия продолжают внедрять цифровые инновации, поддерживаемые ЕС, они будут только расти как глобальный цифровой лидер.
Китай
Как и ЕС, Китай сделал цифровизацию важным приоритетом и предложил четкий путь создания «цифрового Китая» к 2035 году. Для Китая цифровизация необходима для долгосрочной устойчивости существующего политического режима. Технология является основным компонентом их стратегии «социального управления».
Хотя в этом есть много компонентов, наиболее известным цифровым компонентом является «система социального кредита», которая, к удивлению многих на Западе, пользуется высоким уровнем поддержки со стороны широкой общественности. В инфраструктурном плане Китай меньше сдерживается устаревшими технологиями, как в США, и быстро продвигается в создании современных цифровых инфраструктур — от 5G до квантовых вычислений и хранения данных.
Опираясь на этот опыт, Китай предпринял сознательные усилия для распространения своего цифрового мировоззрения на международном уровне, экспортируя свои цифровые технологии в рамках инициативы «Цифровой шёлковый путь». Хотя Запад и в частности Соединенные Штаты пытаются противодействовать этим инициативам, Китай по-прежнему добивается успеха в своих амбициях в области цифрового развития.
Близящееся соперничество
Чтобы оставаться конкурентоспособными в зарождающейся цифровой геополитической конкуренции, государства должны оцифровать свои правительства и поддерживать передовую цифровую инфраструктуру. По мере того, как государства начнут оцифровывать и развивать такую инфраструктуру, их сила и мощь будут расти.
Однако эта цифровая трансформация создает реальные риски для создания централизованного или авторитарного будущего. Противостоять этим рискам можно только путем создания и развития цифровой инфраструктуры, вписанной в демократические ценности.
Традиционно эту роль охотно исполняли Соединенные Штаты. К сожалению, сегодня Соединенные Штаты не справляются с этой ролью, живя в тени ЕС и все более оцифровываемого Китая.
Если Соединенные Штаты хотят оставаться конкурентоспособными в зарождающемся цифровом будущем мира, они должны инвестировать и модернизировать свою разрушающуюся цифровую инфраструктуру, сделав цифровизацию государства приоритетом. Это будет трудно сделать и потребует существенных преобразований: должно быть обеспечено финансирование, должны быть разработаны новые правила, должны быть созданы и внедрены новые технологии, а также необходимо развивать потенциал государственной службы.
Не сумев развить себя как цифровое государство, Соединенные Штаты быстро окажутся сторонним наблюдателем между ЕС и Китаем в качестве новых мировых цифровых держав.
© Перевод с английского Александра Жабского.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».