Блокадный регион. Калининград становится экономическом форпостом России в Европе
В скором времени между Санкт-Петербургом и Калининградом запустят новые паромы. Это позволит решить проблему с транспортным сообщением в этом чуть ли не блокадном регионе. Калининградская область появилась в нашей стране после распада Советского Союза. Это уникальный регион, так как не имеет сухопутных границ с остальной частью России. Его окружает Литва и Польша. Это неизбежно отражается на установлении экономических связей.
Проблемы с транзитом
Калининградской области после вхождения в состав России было крайне сложно. Все налаженные до этого цепочки поставок, экономические планы были буквально уничтожены. Местным предприятиям приходилось решать вопрос с тем, как доставить свои товары потребителям другой части страны. Для этого необходимо было везти продукцию через две границы.
Пострадало и основное направление калининградской деятельности – судостроение и судоремонт. Предпрятия, которые обслуживали Балтфлот, стали получать гораздо меньше заказов, так как сократились оборонные расходы. Да и те работы, что делали, не всегда стабильно оплачивались. Многие проекты по строительству кораблей закрывались.
Бюджет России в те времена не имел возможности поддержать новый регион. Калининград надеялся наладить партнерство с европейцами, и тогда возникла идея сделать из него ворота в Европу, откуда можно было импортировать товары, технологии и привлекать инвесторов.
Вскоре Калининградскую область наделили статусом особой экономической зоны. Продукция, которую ввозили в этот регион и вывозили из него за границу, не облагалась пошлинами на таможне и иными платежами. Это помогло России открыть доступ к европейским товарам, в частности к иностранным автомобилям. Например, в конце 1990-х годов было налажено сотрудничество с компанией BMW, и мы начали закупать не только подержанные, но и новые машины.
Но поставки грузов из Калининградской области в остальную часть России шли через разделяющие их зарубежные границы. И это создавало определенные проблемы. Особенно из-за того, чтобы отношения с Польшей, Латвией и Литвой были напряженными. Эти страны издавали жесткие правила проверки грузов на таможне.
Российские власти предлагали сделать на литовской территории специальные транзитные коридоры, которые не требовали бы оформления виз и соединили новый регион с другой частью РФ. Но это предложение не было принято.
Кроме того необходимо было обеспечивать войска Калининградской области. И для этого между ней и Санкт-Петербургом запустили первый паром «Георг Отс».
Недолгое облегчение
В 2004 году Прибалтийские страны вступили в Евросоюз. Это, с одной стороны, облегчило задачу для России, так как начали действовать одинаковые правила, в частности касающиеся виз и таможни. РФ не нужно было подстраиваться под Польшу, Литву и Латвию по отдельности.
С другой стороны, накалялась русофобская обстановка в этих государствах. В особенности Литва стала создавать препятствия для транзита грузов между российскими регионами. А ЕС не торопился решать эту проблему. Тогда Калининграду пришлось искать иной путь.
В начале нулевых экономика России пошла в гору. Калининградское судо- и машиностроение ожило, начали активно поступать заказы. Предприятия стали расширяться, модернизироваться. Но при этом трудности с поставками никуда не делись. Сам регион наладил транспортировку грузов с ЕС, но доставлять их в остальную часть РФ было все также сложно.
В 2007 году страны Прибалтики и поляки вступили в Шенгенскую зону. Это привело к дополнительным проблемам для российских перевозчиков. Но, к счастью, их быстро разрешили. Российский и литовский лидеры достигли согласия относительно условий транзита через Литву.
Через 5 лет визовый режим с ЕС был еще более упрощен, а туристам вообще разрешили путешествовать без визы. Это позволило России еще больше связать Калининград с европейской экономикой.
В условиях санкций
В 2014 году в состав России вернулся Крым. И теперь у России уже было два отдаленных региона, с которыми нужно было поддерживать стабильное сообщение. Стало понятно, что единственным решением будут поставки грузов морем. Пошло активное строительство судов.
В 2022 году после начала спецоперации на Украине против России ввели санкции. Осуществлять транзит через Прибалтику стало вовсе невозможным. И снова приходится делать акцент на поставки морем. Число кораблей-перевозчиков между Санкт-Петербургом и Калининградом стало увеличиваться. Сейчас поставками занимаются 21 судно. В скором времени их ждет пополнение.
В условиях санкций европейский рынок закрылся от России. Это снова создало проблемы для калининградских предприятий. Им нужно переориентироваться на рынок других регионов РФ. Но опять остро стоит вопрос с поставками. Расходы на доставку морем будут слишком высокими.
Поэтому Калининграду нужно производить что-то более высокотехнологичное, что стоит дорого. И местные фирмы уже начали двигаться в этом направлении. Например, запустили возведение завода, который будет создавать энергетические накопители.
Также в планах региона наладить производство смартфонов, на что имеются неплохие инвестиции. На данный момент уже изготавливаются различные комплектующие для компьютеров. Автомобильная отрасль тоже не дремлет: в текущем году выпустит до 70 000 машин.
К сожалению, мост в Калининградскую область возвести нереально. Поэтому проблема поставок решается с помощью моря. Очень важно наладить идеальное водное сообщение, так как нельзя исключать риск полной сухопутной блокады этого региона со стороны НАТО.