Вооружение регионов: риски и польза

Вооружение регионов: риски и польза

Местная самооборона Курской и Белгородской областей, граничащих с Украиной, начала получать оружие. Всего власти двух регионов рассчитывают приобрести для ополченцев 700 единиц оружия. Курский губернатор Роман Старовойт заявил, что в ближайшее время раздадут 300 единиц оружия. И что в Курском регионе сейчас 2 тысячи участников добровольных народных дружин. Такой же процесс начался и в Белгородском регионе. «Автоматы, противодроновые ружья и автомобили УАЗ выданы членам территориальной самообороны в Белгородской области. Мы подошли к тому, что решаем в рамках действующего законодательства вопросы обеспечения оружием нашей самообороны. Ситуация продолжает оставаться сложной», — сказал губернатор Вячеслав Гладков. А в чём именно сложность ситуации?

Необходимость создания, подготовки и вооружения отрядов ополчения местных жителей наиболее обстреливаемых регионов приграничья – Белгородской, Курской и Брянской областей — муссируется уже давно. Вопрос встал ребром после диверсионных рейдов украинских боевиков, которые на бронетехнике прорывались в сёла и устраивали там террор. В частности, во время рейда террористов на территорию Белгородской области 22 мая выстрелом в голову был убит безоружный член местной самообороны, командир отделения Преображенского батальона Юрий Гаевой. Местные жители, возмущённые общей ситуацией и убийством земляка, выражали желание организовать сопротивление или противодействие нападениям, но без оружия и легальной структуры сделать это невозможно. При этом, по словам губернатора Гладкова, в Белгородской области уже сформировано семь полноценных, прошедших подготовку, батальонов самообороны общей численностью в три тысячи человек. Вот только оружия у них не было. Теперь появилось, но всплыли новые проблемы и риски.

Тероборона получила указ и «Сайгу»

Неожиданно выяснилось, что бойцы теробороны получили вовсе не автоматы, а охотничьи карабины. Конечно, это лучше, чем ничего, но выданное оружие для отпора профессиональным боевикам мало годится. Охотничьи карабины «Сайга» — это гражданское оружие со своими особенностями – стрельбой только одиночными выстрелами, блокировкой стрельбы при сложенном прикладе. Карабины не повысят боеспособность ополчения, особенно в ситуации, когда требуется создать плотность огня и лишить противника возможности маневра. По мнению военных экспертов, и психологический эффект воздействия на врага при одиночных выстрелах достигнут не будет. Также стало известно, что даже не всем теробороновцам были выданы карабины с 30 зарядными магазинами. Ситуацию прокомментировали авторы «Военного осведомителя»: «Появилась новость, что тероборону все же смогли вооружить автоматами. Мы уже успели обрадоваться, что государство нашло в себе силы и здравый смысл выдать добровольцам из ТРО нормальное автоматическое оружие. Радость была недолгой. Выданными «автоматами» оказались… охотничьи карабины «Сайга МК». Мы уже поднимали проблему вооружения региональной ТРО, опасаясь, что вместо нормальных автоматов, гранатометов и пулеметов им выдадут лишь разрешенные по закону охотничьи карабины и ружья. Так и вышло. А проблема наличия нормального вооружения у ТРО и их способность отражать угрозы в приграничье никуда не делась».

Вероятно, при определении рисков в дилемме выдавать — не выдавать оружие, по сути, народному ополчению, было принято очередное половинчатое решение. И резоны для этого есть. Во-первых, явно учитывался печальный опыт противника. На Украине оружие, в том числе автоматы, снайперские винтовки и даже гранатомёты выдавались массово, бесконтрольно и любому, протянувшему руку за «стволом» как раз в рамках вооружения теробороны. Это происходило во всех городах, не только прифронтовых, раздача велась прямо из грузовиков. А потом ошалевшие теробороновцы начали терроризировать своё же население: грабить, разбойничать, сводить счёты, устраивать бандитские разборки и прочее. Количество преступлений на бытовой почве с применением выданного оружия резко взлетело. Во-вторых, создание мини-региональных армий – это потенциальная угроза безопасности. В-третьих, до сих пор не урегулированы все необходимые для контроля таких армий организационные и юридические вопросы. Недавно Госдума разрешила региональным властям создавать свои вооруженные специальные формирования. Они не будут находиться в составе официальных силовых структур (армии, полиции или ФСБ), но будут должны им содействовать.

«В целях усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в период мобилизации, в период военного положения, в военное время высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации по решению Президента Российской Федерации создаются специализированные государственные унитарные предприятия», — гласит указ. Главы регионов в период военного положения смогут создавать формирования для охраны порядка и помощи силовикам. Такое положение прописано в поправке, одобренной комитетом Госдумы по обороне. Среди задач — охрана порядка, борьба с диверсантами. Согласно поправкам, регионы получат право получать стрелковое оружие и патроны к нему в силовых ведомствах и передавать их образованным формированиям. Вооружаться будут те сотрудники, которые имеют право на ношение оружия. Деньги на обеспечение предлагается выделять из федерального бюджета. Но субъекты могут дополнительно финансировать отряды из собственных средств. Указ легализует и регламентирует отряды самообороны граждан в примыкающих к зоне СВО регионах или в регионах с введённым режимом ЧС. В официальном документе ясно сказано, что такие формирования будут выполнять функции содействия правоохранительным органам, органам федеральной службы безопасности и органам военного управления в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Это значит, что они будут находиться под чутким руководством ФСБ, МВД, Росгвардии, МО РФ, и усиливать работу этих структур, как дополнительный мобилизационный резерв государства. В идеальном варианте – резерв обученный, подготовленный, прошедший селекцию и способный за короткое время пополнить ряды ВС РФ.

Нет сомнений, что создание теробороны – решение правильное и давно назревшее. Несмотря на то, что в России насчитывается около 2,5 млн. правоохранителей различных ведомств и около миллиона сотрудников частных охранных предприятий, ситуация с преступностью сложная. В силовых структурах, которые не сидят в кабинетах, а работают «на земле» (патрульно-постовая служба, дорожно-патрульная служба, участковые) не хватает кадров, иногда подразделения бывают укомплектованы лишь на 60-75 процентов от необходимого. И теперь, кроме того, что в кризисных ситуациях всегда поднимает голову криминал, добавились диверсионные и террористические угрозы со стороны противника. Недавно начальник главного управления разведки украинского минобороны Кирилл Буданов заявил, что на территории России работают агенты, которые занимаются террористической деятельностью, и подготовлено ещё более двух тысяч таких агентов. Так что появление в России подразделений теробороны обосновано военной необходимостью. Но, с другой стороны, государству надо чётко продумать механизм жёсткого контроля над военизированными структурами, которые становятся региональными армиями или армиями коммерческих структур, потому что в будущем вреда от них может быть больше, чем пользы – в настоящем.

«Потенциально частные военные компании могут нести угрозу целостности России, особенно, если ими станут массово обзаводиться олигархи или губернаторы», — считает член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, военный эксперт Константин Сивков. «То, что сейчас готовится развал страны, подтверждается тем фактом, что все крупные корпорации и многие губернаторы начали создавать частные военные компании. Быстро сколотить дееспособную ЧВК они не смогут. Для этого нужно время и немалое. Речь идёт о годах. Но то, что эти силы могут оказывать сопротивление – это факт», – сказал Сивков.

Уже сейчас в России существует множество как ЧВК, так и ЧОПов (частных охранных предприятий), которые хорошо вооружены, обладают собственной разведструктурой и связями в силовых ведомствах. В учредителях у них – экс-генералы ФСБ и МВД. И нельзя исключать, что отдельные вооруженные формирования и их лидеры получат искушение как-то шантажировать власть, как это было в случае мятежа Пригожина. Кроме того, необходимость снабжать и финансировать региональные вооружённые формирования заставит местную власть искать спонсоров «на стороне» — у предпринимателей. А это сформирует зависимость и взаимные обязательства. И являются ли бизнесмены «горячими бескорыстными патриотами» — тоже вопрос.

Корпоративные армии

Кроме ЧВК «Вагнер», в России существуют и другие компании, менее известные, но вполне опытные и многочисленные. Например, ЧВК «Редут», чьи отряды привлекались к операциям на Ближнем Востоке, в Африке и Южной Америке. Бойцы имеют опыт сирийского конфликта и принимали участие в боях в ДНР – как на южном направлении, так и возле Донецка. Также известно о ЧВК «Поток», «Факел» и «Пламя», чьи сотрудники ранее были связаны с охранными структурами «Газпрома». Сама компания отрицает причастность к созданию этих групп. О них мало информации. По слухам, к созданию причастны бывшие высокопоставленные сотрудники Министерства обороны и ФСБ. В основном, группы специализируются на охранных функциях, хотя проскальзывали сообщения, что ЧВК «Поток» заняла несколько позиций в Артёмовске (Бахмуте) вместо ЧВК «Вагнер» после их ухода на переформирование.

Частные военные компании являются инструментом олигархов для перехвата власти у избранных и контролируемых народом легитимных политических институтов, а узаконивание ЧВК в России – это прямой путь к сепаратизму. Такое мнение в своей статье для журнала «Арсенал Отечества» выразил советник министра обороны Андрей Ильницкий. По его словам, сегодня ЧВК – «это вооруженные структуры со своей мощной и разветвленной системой информационного обеспечения, включающей не только принадлежащие олигархии ТГ-сетки, СМИ, информационные агентства и стрим-ТВ, но и пулы купленных ими журналистов, работающих, в том числе, в государственных СМИ». Ильницкий подчеркнул, что «потенциальное узаконивание в России частных армий, действующих внутри страны, — это прямой путь к сепаратизму и развалу государства на княжества».

Оппонировали чиновнику историки, которые справедливо заметили, что в русской истории есть другие варианты: когда на первый план выходила не финансовая выгода, а служение «государеву делу». Например, отряды казака Ермака Тимофеевича создавались на деньги крупных промышленников и землевладельцев Строгановых, и затем добровольческие отряды по воле царя отвоевали Сибирь для России.

Национальные армии

Но более тревожным фактором является появление национальных армий. Прошлым летом были созданы региональные добровольческие батальоны в сорока разных регионах – от Бурятии, Башкирии, Татарстана до Поволжья, Урала и Сибири. И скандалы уже прогремели. Это случилось, когда появилось несколько видеообращений, где группа военнослужащих жаловалась, что их подразделение было передано в подчинение командованию ДНР, которое отправило их на штурм украинских позиций якобы без необходимой поддержки. Также заявлялось, что они не против военной службы, но «преступным приказам» их командиров подчиняться не собираются. К бунтовщикам из Татарстана отнеслись мягко и с пониманием, их вывели с передовой и вернули в свой полк из воинской части ДНР. Об этом сообщила пресс-служба главы Татарстана. Аналогичная история была и с мобилизованными из Тувы, которых на фоне скандала перевели из ДНР в 55-ю бригаду. Как известно, именно в ДНР шли и идут самые ожесточённые бои и сильные обстрелы, к накалу которых на фронте эти присланные подразделения оказались не готовы. Оспаривание приказов и фактический отказ идти в бой, с последующим выводом этих подразделений прошло без последствий – чтобы не разжигать.

Самой современной, оснащённой, управляемой и эффективной региональной мини-армией считается чеченский батальон «Ахмат».

Сохранение баланса и контроля над национальными формированиями – это главная задача центральной власти, которая должна понимать, что в случае какого-то кризиса эти подразделения будут пользоваться абсолютной поддержкой своих земляков. Например, при территориальных спорах. На Кавказе много лет тлела вражда из-за земли на границах Чечни и Ингушетии, а также — Осетии и Ингушетии вокруг Пригородного района. Эти споры удаётся держать в узде, но провокаторы или агенты врага вполне способны раздуть их вновь: такая опасность не исключена.

Когда на заседании Совета по правам человека режиссер Сокуров заговорил о территориальных спорах, президент Путин ему ответил, что если посчитать, то по всей стране существует не менее двух тысяч территориальных претензий. Соответственно, существует опасность использования региональных мини-армий для решения таких чувствительных вопросов.

Вопрос доверия

Главный риск связан с человеческим фактором: кому достанется оружие? Не попадёт ли оно впоследствии на «чёрный рынок» и криминальным группировкам? Ведь дать оружие – иногда проще, чем потом забрать его. Но в любом случае, вооружение теробороны – это более понятная и важная мера, чем создание разнообразных частных квазиармий.

В Израиле не боятся отпускать военных домой с оружием. Ополчение есть и в США, и в Швейцарии, причем они там свое оружие держат дома. В этих странах достаточно доверяют тем, кто взял на себя функцию защиты. Так что раздача оружия теробороновцам в опасных приграничных районах России – это своего рода экзамен на доверие. Пока доверили «Сайгу»…