У одних дефицит кадров, у других – избыток. 100 тысяч человек в простое, миллионов нехватает
Напряженность на рынке труда не спадает. Центробанк, комментируя решение снизить ключевую ставку до 18%, отмечал, что «появляется больше признаков снижения напряженности», но цифры это не подтверждают: дефицит кадров не ослабевает.
Уровень безработицы в июне остался на майском уровне – 2,2%, это исторический минимум, отчитался Росстат. В условиях нехватки рабочих рук продолжают расти зарплаты: в мае их средний размер вплотную приблизился к 100 тыс. руб. – 99 422 руб. (97 375 руб. в апреле). Это на 14,5% больше, чем годом ранее, а в реальном выражении (с поправкой на инфляцию) – на 4,2%.
Рост зарплат постепенно замедляется (в апреле реальные зарплаты были на 4,6% больше, чем годом ранее), но остается очень высоким. Многие предприятия уже не выдерживают такой нагрузки и начинают выбывать из зарплатной гонки, отмечал недавно ЦБ. В I квартале оплата труда составила более половины ВВП (50,2%) по сравнению с 46,8% в январе-марте 2024 г. Доля прибыли за год сократилась до 41,9% с 44,5%.
«Давление возросших зарплат на добавленную стоимость вышло на околоисторический максимум, причем по довольно широкому кругу отраслей. Похоже, что дальше некуда», – отмечал Дмитрий Белоусов из близкого к властям аналитического центра ЦМАКП.
Набиуллина назвала состояние рынка труда одним из двух ключевых рисков для прогноза ЦБ (наряду с высокими инфляционными ожиданиями): «Здесь ситуация пока далека от той, когда мы могли бы сказать, что опасность ускорения роста цен миновала».
России нехватает миллиона грузчиков, водителей и кладовщиков
В логистической отрасли России возник дефицит в 1 млн сотрудников, рассказали «Известиям» участники рынка. Речь идет о сегментах транспортировки, складской обработки и управления цепями поставок.
В августе, согласно данным Superjob, наиболее востребованными в логистической отрасли стали водители грузового транспорта, комплектовщики, менеджеры по транспортной логистике, кладовщики и грузчики. Логистика вошла в топ-5 сфер с наиболее высокой потребностью в персонале: острее всего дефицит кадров ощущается в Москве и Московской области, Петербурге, Свердловской, Новосибирской, Ростовской областях и Татарстане, отметили аналитики.
За первое полугодие-2025 число предложений от работодателей для водителей лесовозов подскочило на 129%, а легковых автомобилей — на 80%, сообщили в сервисе «Авито Работа». В компании это связали с нехваткой кадров на фоне «развития индивидуального жилищного строительства, инфраструктурных проектов, а также востребованности городских перевозок». В сервисе hh.ru отметили, что в июле больше всего вакансий было размещено для водителей, упаковщиков и комплектовщиков, кладовщиков, машинистов и курьеров.
Владелец сети дилерских центров коммерческого транспорта «Альянс Тракс» Алексей Иванов связал нехватку кадров в логистике с увеличением объемов внутренней торговли и экспорта, а также с «масштабной модернизацией логистической инфраструктуры». По его словам, в России активно строятся хабы, проводится автоматизация складских объектов, а также развиваются «мультимодальных маршруты». По мнению HR-директора логистического оператора NC Logistic Ирины Пак, нынешний дефицит персонала — это последствия бума в отрасли 2023–2024 годов, когда имели место интенсивное развитие маркетплейсов и высокая загруженность складов.
В конце февраля представители логистических компаний рассказывали «Известиям», что почти треть участников рынка оказалась в предбанкротном состоянии из-за роста издержек, падения тарифов на перевозку грузов и других факторов. На фоне риска массовых закрытий логисты попросили премьера Михаила Мишустина отсрочить выплату страховых взносов и ставки по ним, ввести льготные кредиты, субсидии на зарплаты сотрудникам, а также компенсировать лизинговые платежи.
Несмотря на это, за период с января по март из отрасли ушла каждый пятая транспортная компания, сообщала в апреле ассоциация «АвтоГрузЭкс». По их данным, около 30% российских грузоперевозчиков остановили бизнес из-за долгов и невозможности оплачивать лизинговые платежи.
Более 100 тысяч россиян отправили «в простой» из-за проблем в экономике
Более 100 тысяч российских граждан с начала текущего года были отправлены в простой или переведены на неполную занятость, сообщил на совещании по экономическим вопросам во вторник президент РФ Владимир Путин.
По его словам, речь идет о людях которые находятся «под риском увольнения», пишет МТ. «В начале года их численность составляла порядка 98 тысяч человек, на конец июня — 153 тысячи человек, а на 8 августа — уже 199 тысяч человек», — привел статистику Путин.
Он добавил, что эта ситуация свидетельствует о том, что в России растет «скрытая безработица», хотя официальная находится на историческом минимуме — 2,2%.
Эти тенденции надо «улавливать», не допускать «переохлаждения экономики», сказал Путин собравшимся. В Кремль, по данным пресс-службы президента, были вызваны премьер Михаил Мишустин, глава ЦБ Эльвира Набиуллина, главы МЭР и Минфина Максим Решенитников и Антон Силуанов, а также помощник президента Максим Оршекин.
О массовом переходе на 4-дневную рабочую неделю летом начали объявлять автозаводы, по которым ударили обвальное падение спроса и подорожавшие кредиты. С августа на 4-дневку перешли «КамАЗ» и ГАЗ, аналогичные меры анонсировал «АвтоВАЗ».
В конце июля 4-дневную неделю ввел «Ликинский автобусный завод» (ЛиАЗ). Из-за падения спроса останавливал производство Павловский автобусный завод (ПАЗ). С 1 октября на сокращенную неделю переходит компания «Цемрос», крупнейший в стране производитель цемента, под управлением которого находится 18 заводов.
В принудительный отпуск за свой счет до конца года отправили сотрудников «Российские железные дороги», по которым ударили сильнейшее в истории падение грузоперевозок и дорогие кредиты. О них — ниже.
Численность зарегистрированных безработных в стране также растет, хотя и медленно, сообщил на совещании Путин: «Если в начале года она составляла примерно 274 тысячи человек, на конец июня — 291 тысяча человек, в начале августа — 300 тысяч человек».
«Прошу коллег из профильных министерств и ведомств, из регионов быть в постоянном контакте с деловыми объединениями, с предпринимательским сообществом, помогать в решении возникающих проблем, отвечать на запросы предприятий, компаний, их трудовых коллективов», — добавил президент.
РЖД отправили сотрудников в неоплачиваемый отпуск: денег нет
«Российские железные дороги» отправляют сотрудников в добровольно-принудительный неоплачиваемый отпуск из-за обвального падения перевозок грузов, которое ударило по финансам компании.
Как сообщает РБК со ссылкой на знакомые с ситуацией источники, до конца года каждый месяц по два отпускных дня за свой счет будут брать сотрудники центрального аппарата РЖД и управлений дорог — частности, Московской, Октябрьской, Северной и других.
Без этого работников РЖД придется увольнять, пояснил один из собеседников РБК: «Решение обусловлено желанием сохранить персонал компании, который пришлось бы сократить в текущей экономической ситуации». Он добавил, что решение официально не оформлено, касается исключительно управленческого персонала и согласовано с железнодорожной профсоюзной организацией.
С начала СВО РЖД фиксируют резкое падение грузоперевозок: на 3,9% 2022 году, 0,2% — в 2023-м и 4,1% в 2024-м — рекордную величину за последние 15 лет. За январь–июль 2025 года перевозки РЖД упали еще на 7,3% в годовом выражении, причем в минусе оказались почти все категории грузов: уголь — на 3,6%, кокс — на 14,8%, нефть и нефтепродукты — на 4,7%, цемент — на 14,1%, строительные грузы — на 17%, промсырье — на 19,4%. Рекордный обвал — на 35,6% — монополия зафиксировала в перевозках зерна.
Чтобы свести концы с концами, РЖД почти на 40% урезали инвестиционную программу, поставив на паузу крупнейшие железнодорожные стройки, включая расширение БАМа и Транссиба для перевозок сырья в Китай. Общий объем инвестиций с 1,3 трлн рублей был сокращен до 890 млрд, а затем — еще на 32,5 млрд рублей. «Под нож», в частности, пошли расходы на обновление и модернизацию основных фондов, в том числе железнодорожных путей, а также закупку локомотивов и вагонов.
Согласно финансовому плану РЖД, в этом году монополия недополучит 87 млрд рублей из-за падения перевозок грузов: по новому плану годовая выручка госкорпорации составит 2,711 трлн рублей вместо 2,8 трлн. Объем грузоперевозок по сети РЖД в 2025 году сократится на 36,7 млн тонн, до 1,205 млрд тонн, что на 3% меньше, чем было запланировано, писал Reuters со ссылкой непубличные материалы РЖД.
По итогам первого полугодия чистая прибыль компании сократилась в 22,6 раза — до 2,7 млрд рублей, согласно отчетности по РСБУ.