«Дефицит может увеличиться до 6-9 триллионов». Минфин пересматривает бюджет, потому что денег нет
Неуклонный рост расходов и резкое падение нефтегазовых доходов заставляют власти снова пересматривать бюджет. Весной Минфин снизил план по поступлениям казну на 1,8 трлн руб., а траты поднял на 0,8 трлн. В результате прогноз дефицит бюджета вырос втрое — до 3,8 трлн руб., или 1,7% ВВП. Но и в эти рамки Кремль, вероятно, не впишется.
Сейчас готовится бюджет на следующие три года и обновляется экономический прогноз. При их внесении в Думу (это надо сделать до 30 сентября) правительство заодно внесет поправки в бюджет этого года, сообщил «Ведомостям» представитель Минфина.
Параметров он не назвал, но эксперты уверены, что «дыра» вырастет еще больше. Сырьевые доходы падают со скоростью около 30% год к году третий месяц подряд, а за январь-июль оказались почти на 20% ниже прошлогодних. Предыдущие поправки в бюджет увеличили расходы до 42,3 трлн руб., но в электронном бюджете уже значится 42,9 трлн. К концу года дефицит казны может 6-9 трлн рублей, прогнозирует Владимир Еремкин из ИПЭИ РАНХиГС
Чтобы уложиться в годовой план 42,3 трлн руб., в июле–декабре расходы должны быть на 1,5 трлн руб. меньше, чем во второй половине 2024 г., писала по итогам полугодия старший аналитик УК «Первая» Наталья Ващелюк. Хотя это может быть связано с ростом авансирования и изменением сезонности расходов, эксперты Центра экономического прогнозирования Газпромбанка не исключают роста расходов бюджета на 2–4 трлн руб. по сравнению с планом. Еремкин полагает, что они могут быть повышены на 3–5 трлн руб.
Поднять доходы больше чем на 0,5 трлн руб. у властей не выйдет, полагает Еремкин. Нефть остается дешевой, а рубль — дорогим, вызывая все больше сомнений в том, что Минфин соберет даже запланированные 8,3 трлн руб. Эта сумма рассчитана из среднегодового курса 94,3 руб./$, однако за семь месяцев средний курс составил 85,9 руб. /$. Бывший замминистра финансов Сергей Алексашенко предполагает, что 30-процентный провал нефтегазовых доходов провал может быть связан с сокращением добычи нефти. Он снизил свой прогноз по сбору сырьевых налогов за год с 9 до 8,5 трлн руб., предупредив, что уменьшит его еще больше, если его гипотеза о падении добычи подтвердится.
Снижение базовой величины нефтегазовых доходов приведет к уменьшению расходов, либо отказу от нулевого первичного структурного дефицита (кроме обслуживания долга траты ограничены базовыми нефтегазовыми, а также ненефтегазовыми доходами). Эксперт близкого к властям аналитического центра ЦМАКП Эмиль Аблаев заявил «Ведомостям», что не исключает ослабления бюджетного правила уже в этом году и расширения первичного структурного дефицита до 0,5% ВВП. Центробанк не раз предупреждал, что исходит из заявленного Минфином нулевого структурного дефицита и отклонение от этих планов изменит его политику.
Доля нефтяной ренты в доходах бюджета опустилась ниже четверти, основные поступления в бюджет приносят ненефтегазовые доходы. Поправки в бюджет увеличили их на 826 млрд руб., но охлаждение экономики может нарушить эти планы. Сейчас в бюджет заложен рост ВВП в этом году на 2,5% и инфляция 7,6%, но эксперты считают обе цифры завышенными.
Минэкономразвития снизит прогноз по росту ВВП до 1,5–2%, уверен главный экономист ВТБ Родион Латыпов. Это неминуемо приведет и к пересмотру доходной части бюджета, считает он. По прогнозу Латыпова, дефицит по итогам года составит порядка 5 трлн руб. Аблаев допускает, что он может быть еще больше. Аналитики MMI прогнозируют дефицит 8 трлн руб. Пока маячит перспектива рекордного бюджетного дефицита по итогам года, резюмировал основатель УК «Ари капитал» Алексей Третьяков.
«Дыра» в бюджете УЖЕ составляет почти 5 триллионов рублей
Дефицит федерального бюджета продолжает стремительно расти. За июль он увеличился на 1,2 трлн рублей и по итогам семи месяцев составил 4,9 трлн руб., следует из предварительной оценки Минфина. Это намного больше, чем он планировал по итогам всего года (3,8 трлн руб.).
Доходы в июле составили 2,7 трлн руб., но расходы оказались больше, чем обычно: 3,9 трлн руб. против 3,2 трлн руб. в июне. Расходы разогнались, для июля это очень много, констатирует экономист Егор Сусин. Минфин уверяет, что тратит деньги по графику: после январского всплеска, когда расходы были на 64% выше, чем годом ранее, они замедлились и в следующие шесть месяцев были всего на 15% больше, чем в феврале-июле 2024 г. За семь месяцев бюджет потратил 25,2 трлн руб. при плане на год 42,3 триллиона, однако впереди традиционный декабрьский скачок расходов.
Чтобы вернуться в план, в июле-ноябре бюджет должен обеспечить значительный профицит, пишет Сусин. Для этого в оставшееся время расходы должны быть даже меньше прошлогодних, отмечала старший аналитик УК «Первая» Наталья Ващелюк. С учетом инфляции, которая сейчас составляет 9% в годовом выражении, это сокращение должно быть весьма существенным. Пока все идет выше траектории прогноза Минфина, пишет Сусин про расходы и дефицит.
За семь месяцев расходы бюджета выросли на 20,8%, а доходы – всего на 2,8%, в реальном выражении (с поправкой на рост цен) это снижение. Подвели нефтегазовые доходы (5,2 трлн руб.): их падение ускорилось в годовом выражении до 18,5% по итогам семи месяцев с 16,9% в первом полугодии. Это произошло «преимущественно вследствие снижения цены на нефть», объясняет Минфин, сказался и аномально крепкий рубль.
Ненефтегазовые доходы поступают по плану: 14,8 трлн руб. (+14% к прошлому году). Замедление роста экономики и инфляции пока не сказывается на их поступлении: по итогам полугодия рост был 12,7%; прирост поступления оборотных налогов, включая НДС, замедлился с 7,1% до 6,7%. Сусин называет рост доходов «скромным», но по ненефтегазовым доходам выше, чем можно было ожидать в условиях замедления экономики.