ЕС и НАТО могут заблокировать Балтику для России — похоронив Путину виды на Усть-Лугу…

В качестве меры влияния на Москву ЕС и НАТО могут заблокировать Балтику для России - похоронив Путину виды на Усть-Лугу...

В «битве» за Клайпеду Лукашенко посылает балтов в глубокий нокаут. Как вы думаете, потеряв белорусский транзит у Прибалтов ещё останется интерес к жизни? Будет ли развитие Литвы в Прибалтике? Это не шутка. Сейчас этот вопрос серьезно волнует чиновников из Литвы.

В частности, особенно начальника управления Клайпедским морским портом Алгиса Латакаса. В интервью информационному агентству BNS он сообщил, что если производимая «Беларускалием» продукция будет направлена в российские терминалы в Усть-Лугу, то экономика Прибалтики столкнется с серьезными проблемами.

«Конечно, если новый терминал по перевалке удобрений, построенный в Усть-Луге, будет использоваться для грузов, которые сейчас переваливаются через порты Клайпеды, то потери будут огромными». По словам Латакаса, около трети белорусских грузов обрабатывается только в Клайпеде, и в основном это навалочные грузы, которые, скорее всего, будут перегружены в порту Усть-Луга.

Недавно глава Росморречфлота Андрей Лаврищев заявил,

что Москва и Минск ведут совместные переговоры о строительстве отдельного терминала для перевалки белорусских удобрений: «Обсуждается вопрос создания терминала по транзиту белорусских удобрений в Усть-Луге. У меня есть желание помочь им. Я думаю, что к лету мы определимся, по месту расположения терминала и его размеры станут ясны. В основном Усть-Луга».

В качестве меры влияния на Москву ЕС и НАТО могут заблокировать Балтику для России - похоронив Путину виды на Усть-Лугу...

Нет сомнений, что желание огромное. Москва поддерживала всегда, чтобы не только из России, но и из Белоруссии шли грузы через гавани Ленинградской области. Этот вопрос был поднят лично Владимиром Путиным. На Лукашенко давления никто не оказывал, да и он сам старался не политизировать отношения в экономике с прибалтийскими республиками.

Однако наиболее благоприятные условия для перевалки белорусских товаров обеспечивала, конечно, Клайпеда. Из за выгодных для Белоруссии условий по перевалке грузов, литовские политики не о чем не переживали. И не как не могли полагать, что здравомыслящий и расчетливый Батька действительно может решить вопрос о переориентации транзита. Пришлось поверить: белорусские нефтепродукты уже начали отгружать в Усть-Лугу по долгосрочному контракту.

В связи с этим руководство порта Клайпеды предупредил, что в 2021 году будет непросто. А ежели удобрения пойдут вслед за бензином, нефтью и мазутом, то литовские портовики и железнодорожники лишатся одного из главных источников своих доходов.

Давайте обратимся к цифрам. Клайпедский порт завершил докризисный 2019 год с результатом 46,22 млн. тонн грузов. От этого количества около 9-10 млн. тонн, это — то самое белорусское удобрение. Оказывается, вновь выстроен терминал в Усть-Луге сможет забрать на себя пятую тонну груза из Клайпеды. Если, конечно, его построят.

«Трудно сказать, как это может повлиять на белорусские грузоперевозки в будущем, но этот терминал ещё очень далек, т.е. не построен и он, безусловно, не будет экономически выгодным, ожидается, что за счет железной дороги которая будет получать субсидии и многое другое», — сказал Альгис.

С такими же аргументами подошел и «король калия» Литвы, предприниматель Удовицкий Игорь, который совместно с «Беларуськалием» владеет терминалом навалочных грузов в Клайпедском порту. Потерять такой транзит удобрений — сценарий ему кажется нереальным и даже противоестественным. Кроме того «Беларуськалий» не только использовал услуги порта в инфраструктуре Литвы, но когда-то им были приобретены 30% акций массового терминала. Удовский их продал, полагая, что этот «якорь» помешает Батьке перенаправить транзит на порты Ленинградской области – в Усть-Лугу, которые как тень давно нависла над головами его конкурентов. Теперь Минску при принятии решения нужно будет учитывать этот актив, либо забыть о нем, либо попытаться продать. Будут ли покупатели? Это другой вопрос?

«Помимо всего прочего есть и технические причины. Они глубже зарыты. Например, перенос отгрузки грузов в порт, в которых в это время, одновременно загружаются и грузы ваших вчерашних партнеров. По факту обозначает, что весь бизнес передается под косвенный контроль конкурентов потому, что перемещение груза в порту также предполагает передачу с ним документов, из которых ваш партнер узнает, с кем заключены договора поставок, рынки сбыта и компаньоны. В общем, вся конфиденциальная информация. Готовы ли к этому «Беларуськалий» и Белорусская калийная компания? Я думаю, что вопрос риторический», — сказал Игорь Удовицкий.

С его аргументами сложно поспорить. Основными конкурентами на мировом рынке удобрений являются «Беларуськалий» и «Уралкалий». Идея объединения их в один «альянс» обсуждалась давно, но Лукашенко явно видит в этом угрозу поглощения.

В 2013 году разногласия по поводу слияния двух компаний привели к аресту ген. директора ОАО «Уралкалий» Баумгертнера Владислава.

СК Беларуси обвинил его в «злоупотреблении служебными полномочиями из корыстных целей, что нанесло значительный ущерб государственным и общественным интересам Беларуси».

Угроза попадания важной деловой информации в руки российских конкурентов помешает Лукашенко принимать важные решения. Ну, а если посмотреть эту проблему с другой стороны то оказывается можно создать для «Беларуськалия» в Усть-Луге терминал отдельно, что по новому может сблизить компании в интересах обоих сторон. Вопрос только в том, а готов ли Лукашенко к таким изменениям?

Если говорить о выгодах, которые грузоотправители из Белоруссии потеряют в результате того что удлинится транспортное плечо, то это можно компенсировать. Здесь есть место для маневра.

Другой довод Удовицкого Игоря можно сразу отнести к разряду сомнительных. Он думает, что это возможно, в качестве меры влияния на Москву страны ЕС и НАТО

заблокируют Балтийский пролив для России.

Резонный вопрос: неужели кто-то на Западе всерьез намерен «запереть» российские торговые суда в море Балтики? Может быть, еще не перевелись желающие. Но, слава Богу, таких не допускают к принятию политических решений. Западные лидеры до сих пор боятся «красных линий», которые нельзя пересечь, чтобы не спровоцировать полномасштабный вооруженный конфликт с Россией.

Наконец, следует рассмотреть еще один важный момент. У «Беларуськалия» были планы по увеличению экспорта своей продукции. И порт Клайпеды готов был их предоставить.

Но здесь литовские власти могут сказать свое слово в лице правящей Консервативной партии, которая традиционно не любит белорусских инвесторов. Светлана Тихановская призывает ввести санкции в отношении « Беларуськалия», а как вы себе представляйте, что Литва предоставит в порту Клайпеды дополнительные мощности? Ну, тогда как насчет демократических идеалов, европейских ценностей и борьбы за права человека в Беларуси?

Высока вероятность того, что сама Литва заставит транзит удобрений перенаправить в Усть-Лугу. В таком случае Литве такой поступок пойдет на пользу. Доходы бюджета

сократятся, зато Вильнюс не будет «размазан» в сотрудничестве с « последним диктатором Европы».