Эксперты анализируют, будут ли россиян снова забирать на СВО: Нужна ли российской армии еще одна мобилизация?
Разговоры о предстоящей в ближайшее время второй волне мобилизации не утихают в российском обществе с начала года. Чем чаще президент страны и прочие власть имущие заявляют об отсутствии такой необходимости, тем настойчивее оппозиционные политологи и эксперты предлагают россиянам готовиться к новому набору в армию.
«Никакой необходимости»
На встрече с «военными корреспондентами» 13 июня 2023 года Владимир Путин так прокомментировал тему мобилизации:
«Некоторые наши общественные деятели говорят, что нужно срочно набрать еще миллион или два миллиона. Это зависит от того, чего мы хотим… Это зависит от цели… Мы начиная с января этого года… набрали свыше 150 тыс. [желающих служить по контракту]. А вместе с добровольцами — 156 тыс. человек. А у нас мобилизация была 300 [тыс.]».
По словам главы государства, работа по набору контрактников продолжается.
За одну неделю, заявил Путин, контракты подписали 9,5 тыс. человек. «В этих условиях Министерство обороны докладывает, что никакой необходимости в мобилизации, конечно, нет», — заявил президент РФ.
Немного другие цифры привел 22 июня министр обороны Сергей Шойгу. «По контракту на сегодняшнее утро набраны 114 тыс. человек — это по прямому контракту, и плюс к этому 52 тыс. — это добровольцы, — сказал глава военного ведомства на совещании президента РФ с членами Совета безопасности. — В сутки на контракт в среднем поступает 1336 человек, это фактически каждые сутки получаем полк», — сообщил министр.
В декабре 2022 года Шойгу предлагал «для гарантированного решения задач по обеспечению военной безопасности» России довести численность армии до 1,5 млн военнослужащих, в числе которых должно быть 695 тыс. контрактников.
А 3 августа 2023 года заместитель главы Совета Безопасности России Дмитрий Медведев отрапортовал о том, сколько, по его мнению, человек привлечено на службу по контракту в Вооруженные силы России.
«По данным Министерства обороны, с 1 января по 3 августа текущего года на контракт принято в общей сложности более 231 тыс. человек», — сообщил Медведев.
Замглавы Совбеза заявил, что властям удалось «успешно адаптировать систему отбора на службу по контракту к условиям специальной военной операции» и «существенным образом повысить социальную защищенность военнослужащих и членов их семей».
Бюрократический перерасчет
Озвученная Медведевым цифра в 231 тысячу набранных солдат, по словам военного аналитика ФБК Яна Матвеева, примерно соответствует графику, по которому до конца года власти планировали рекрутировать 400 тысяч контрактников. Можно предположить подгонку цифр под заранее придуманный результат.
— Мы не видим никаких зафиксированных на видео или фото признаков набора такого количества людей в армию РФ, — рассказывает Ян Матвеев.
— Нет свидетельств нахождения сотен тысяч новопривлеченных контрактников в каких-либо тренировочных лагерях или на передовой.
Не сообщают о столь масштабном пополнении частей свежими солдатами очевидцы. Даже «военкоры» молчат по этому поводу. Скорее наоборот: с передовой мы видим систематические обращения очень давно не отдыхавших российских военных, которые буквально держатся из последних сил.
— Цифры, приведенные Дмитрием Медведевым, не вызывают доверия, — рассказывает правозащитник, глава общественного движения «Гражданин. Армия. Право» Сергей Кривенко. — Военные в конце весны говорили о 120 тысячах привлеченных контрактников. Если это количество включает в себя подписавших контракт призывников, то оно может быть похожим на правду.
Еще 110 тысяч — это, вероятно, перешедшие официально в состав армии РФ корпуса «народной милиции» «ДНР» и «ЛНР», а также кадыровцы, наемники ЧВК и бойцы добровольческих батальонов.
Но это бюрократический перерасчет, а не чистая прибыль новых пополнений. Для того чтобы эффективно обороняться или наступать, потребуется поступление свежих сил.
Израильский военный эксперт Давид Шарп также задается вопросом: откуда российская власть на самом деле привлекает новых военнослужащих?
Названная Дмитрием Медведевым цифра рекрутированных не дает представления, сколько именно людей удалось набрать не из числа уже состоящих на различных видах службы.
Ведь контракт могли заключить как срочники, так и мобилизованные или, к примеру, бойцы различных парамилитарных добровольческих формирований — таких, как региональные батальоны или БАРСы (подразделения, набранные из так называемого боевого армейского резерва страны). Не стоит забывать, что призывников всегда методом кнута и пряника убеждали подписывать контракт с Министерством обороны.
Но перезаписать срочника, бойца добровольческого или регионального батальона, наемника из ЧВК или другого уже и так находящегося на службе бойца в контрактники — это фиктивный подход, реально не увеличивающий число стоящих под ружьем солдат. Кроме того, этот ресурс конечен. Кадыровцы и прочие подобные формирования с ранее туманным статусом к 1 июля подписали контракты с Министерством обороны, и больше таких частей в запасе нет.
— Меня бы очень удивило, если с улицы удалось набрать хотя бы 150 тысяч добровольцев, — рассказывает израильский эксперт. — Ведь подавляющее большинство тех, кто хотел поехать на СВО по собственному желанию, уже сделали это в 2022 году. Их не хватило для ведения боевых действий, и была объявлена мобилизация. Никакой новой мотивации для таких людей предложено не было.
По словам Сергея Кривенко, на данный момент власти, не решаясь на вторую волну мобилизации, выбрали стратегию привлечения желающих служить на контракт.
С января в России активнейшим образом идет вербовка на добровольную службу.
В основном людей привлекают двумя путями:
рекрутированием мужчин с гражданки или подписанием контракта с солдатами срочной службы, на что они в настоящее время имеют право с первого дня призыва в армию.
Правозащитник рассказывает, что данных о том, сколько было привлечено в контрактники срочников из весеннего призыва на военную службу, нет. Также не озвучивается точное число набранных на контракт вчерашних мирных граждан.
— В двадцатые годы именно призывники стали основным источником для перехода в контрактники, — заявляет Сергей Кривенко. — По сообщениям Министерства обороны, в некоторые годы контракт заключали от трети до половины срочников.
Если в весенний призыв 2023 года форму надело 147 тысяч человек, то 70 с лишним тысяч могли перейти в контрактники. Надо учитывать, что контракты обычно предлагаются краткосрочные — к примеру, на шесть месяцев. Однако до выхода указа президента о конце мобилизации, которого мы не видим с прошлого года, уволиться из армии вчерашние призывники не смогут.
Сергей Кривенко напоминает, что широко разрекламированная в прошлом году вербовка добровольцев в различные региональные и добровольческие подразделения провалилась. Именно поэтому потребовалось проведение мобилизации. И ожидать, что в 2023 году такая вербовка пройдет успешнее, никаких причин нет.
Невосполнимые потери
По данным Давида Шарпа, потери россиян на фронте значительны, и резервов для того, чтобы их восполнять, всё меньше. Многие специалисты предполагают, что Путин планирует вести СВО еще долго. А значит, в обозримом будущем без мобилизации обойтись ему будет крайне сложно.
Плюс необходимо проводить ротации частей, выводить соединения с передовой на отдых.
Если СВО продлится год-полтора-два, что является вполне реалистичным прогнозом, то людей вскоре станет не хватать.
Использовав все внутренние резервы, благодаря которым и появляются в отчетах завышенные цифры, власть придет к тому, что необходимо проводить мобилизацию.
— Поводом для подписания контракта могут стать экономические факторы, — продолжает Давид Шарп. — Если ситуация с доходами в России ухудшится, а цены вырастут, служба по контракту для многих может стать единственным способом заработать себе и семье на жизнь.
Это, вероятно, позволит оттянуть начало второй волны мобилизации. Однако из-за того, что многих работников уже забрали в армию, а еще значительно большее число мужчин уехало за рубеж, сегодня проблем с трудоустройством во многих регионах страны нет. Поэтому заставить людей идти служить за одним лишь длинным рублем будет сложно.
Давид Шарп вспоминает и другие источники человеческого ресурса. К примеру, заключенных. Но, насколько можно судить по открытым данным, в исправительных колониях подавляющее большинство желающих получить свободу через участие в СВО уже нанялось в ЧВК или на контракт с Министерством обороны. Оценить, сколько еще заключенных готово отправиться на службу, сегодня практически невозможно. Но ясно, что речь может идти лишь о нескольких десятках тысяч человек в лучшем для властей РФ случае.
— Новую мобилизацию в России ограничивают два фактора, — говорит военный исследователь.
— Первый — это масштабы военно-промышленного производства. Депутат Андрей Гурулев утверждал, что имеющихся мощностей достаточно для обеспечения находящейся в Украине группировки. Во время первой волны мобилизации создавалось множество новых частей, которые необходимо было вооружить и насытить артиллерией, танками и так далее. На фронт уже направляется неисправные либо очень устаревшие образцы вооружения. На то, чтобы вооружить еще одну волну мобилизованных, просто не хватит сил у промышленности.
Второй проблемой, стоящей на пути новой волны мобилизации является нехватка в России рабочих рук. По данным военного исследователя, сегодня в стране наблюдается острейший кадровый голод, в том числе и в оборонном секторе.
— Не думаю, что эти факторы делают вторую волну мобилизации невозможной. Однако очевидно, что люди в Кремле должны их учитывать при принятии решений.
Заменимых нет
Многие специалисты считают вероятность объявления в России в ближайшем будущем новой волны мобилизации вполне реальной.
— Граждане России, на мой взгляд, уже должны быть научены горьким опытом, что верить официальным заявлениям на этот счет не стоит и мобилизация возможна в любое время, — высказывает свое мнение Давид Шарп.
— При этом очевидно, что мобилизация крайне невыгодна Кремлю с имиджевой, политической, социальной, экономической и других точек зрения. Поэтому власти РФ пытаются всеми способами привлекать на службу контрактников, вербуя их даже среди заключенных. Однако в случае плана на некую амбициозную наступательную активность для российской армии значительно пополнить ее личный состав будет необходимо. В такой ситуации без новой волны мобилизации обойтись не получится.
Оттянуть ее начало возможно, только если боевые действия начнут носить позиционный характер и обе стороны на время смогут воздержаться от активных действий. Что на сегодняшний день маловероятно.
— Российское общество второй волны мобилизации ждет с января, — рассказывает Сергей Кривенко. — Но надо учитывать, что мобилизация прошлой осенью в ряде регионов страны прошла с большими проблемами.
К примеру, в Москве, судя по всему, она просто была сорвана, хотя и сопровождалась облавами и задержаниями людей на улицах. Все произошедшие события сломали картинку, которую навязывали обществу с 24 февраля 2022 года: дескать, спецоперация идет сама по себе где-то далеко и силами специалистов, а обычных граждан даже не коснется.
Сергей Кривенко подтверждает, что серьезная проблема в боеспособности возникает из-за того, что войска по много месяцев находятся без ротации на передовой. Дополнительной причиной необходимости проведения новой волны мобилизации может стать именно необходимость замены на фронте выдохшихся и сильно потрепанных частей.
— Можно точно утверждать, что вторая волна мобилизации будет, — говорит Ян Матвеев. — Просто потому, что она необходима российской армии. Поскольку резервы истощаются, а откуда-то придется набирать новых солдат. В зависимости от того, сколько еще лет продлится СВО, и будут проводиться дополнительные наборы в вооруженные силы.
Ставка, сделанная российскими властями на набор контрактников, с точки зрения Яна Матвеева, не оправдалась, и рекрутировать необходимое для эффективного ведения боев число желающих отправиться на СВО не получается.
Если даже предположить, что чиновники не врут и в текущем году удастся набрать необходимое количество контрактников, ясно, что на следующий год этого сделать не получится: всех, кто хочет, заберут уже сегодня.
«Большой войной попахивает»
Тем временем в Госдуме одобрили законопроект, значительно повышающий сумму штрафа за неявку в военкомат по повестке. Теперь, если не прийти без уважительной причины, придется заплатить от 10 тысяч до 30 тысяч рублей (было от 500 рублей до 3 тысяч).
Штраф для тех, кто не сообщит военкомату об изменении семейного положения, образования, места работы, учебы или должности, о переезде на новое место жительства, составит от 1 тысячи до 5 тысяч рублей (было — от 500 рублей до 3 тысяч).
Если призывник во время призыва сменит место жительства и не сообщит об этом в военный комиссариат, ему будет грозить штраф на сумму от 10 до 20 тысяч рублей.
Также, согласно принятым поправкам, штраф до 500 тысяч рублей грозит за неоказание содействия военкоматам при объявлении мобилизации. До 400 тысяч рублей вырастет штраф за непредставление в военкомат списков граждан для первоначальной постановки на учет.
Кроме того, принятые Госдумой поправки вводят запрет на выезд из России призывников со дня направления им повестки и с момента размещения повестки в Едином реестре воинского учета.
«Поправки в закон “О мобилизационной подготовке и мобилизации” очень чувствительны, — заявил, выступая перед депутатами, автор поправок, председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов. — Чувствительны они тем, что этот закон написан под большую войну, под общую мобилизацию. И сейчас этой большой войной-то уже попахивает».
— Ужесточение законов в области призыва в армию, на мой взгляд, не связаны непосредственно с предстоящей возможной мобилизацией, — резюмирует Сергей Кривенко. — Думаю, что власти латают все дыры в законодательстве, вводя значительно более строгие наказания за отказ от службы. Таким образом может быть сокращено число отказников от армии и, соответственно, увеличено число призывников. Ведь нет оснований полагать, что план по призыву в 2022 году был полностью выполнен.
Ян Матвеев уверен, что ужесточения в законодательстве вносились и с расчетом на вторую волну мобилизации.
В первую волну выявлены узкие места в законах, позволяющие людям избегать военкоматов. Вероятно, эти лазейки после вступления в силу новых нормативных актов будут устранены.