Почему у нас дорожает бензин, если в мире дешевеет нефть? Объясняем, как устроены цены на заправках
Стоимость бензина на заправках снова потихоньку ползет вверх. И в то же время из новостей можно узнать, что мировые цены на нефть, наоборот, снижаются. Возникает законный вопрос: как так выходит? Неужели нас обманывают?
Оказывается, все не так просто. Цена на бензин на заправке — это как итоговая сумма в чеке из магазина. Она складывается из множества составляющих, и стоимость самой нефти — лишь одна из них, причем не всегда самая главная. Давайте разберемся по порядку, от скважины до бензобака.
Нефть подешевела, но рубль ослаб. Что вышло?
Представьте, что нефть — это как пшеница для буханки хлеба. Да, мука подешевела. Но если одновременно пекарня платит больше за электричество, воду и аренду, то цена на хлеб все равно может вырасти.
Так и здесь. Нефть на мировом рынке действительно торгуется в долларах. Когда ее цена падает, это хорошо для нефтяных компаний. Но параллельно часто слабеет и рубль. Почему? Потому что курс нашей валюты сильно привязан к цене на нефть — чем она дороже, тем крепче рубль, и наоборот.
В итоге получается, что нефтяная компания продает свою нефть за доллары, а все свои расходы внутри страны — зарплаты работникам, налоги, новые трубы и оборудование — она оплачивает в рублях. Если нефть дешевеет, а рубль падает еще сильнее, то в рублевом выражении компания может даже оказаться в плюсе. Но для переработчиков, которые покупают эту нефть, затраты в рублях не уменьшаются кардинально. Поэтому основа для будущего бензина не становится значительно дешевле.
Что происходит на заводах?
Нефть нужно переработать. Это сложный и дорогой процесс на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). И здесь тоже есть свои проблемы.
Во-первых, летом и в начале осени традиционно растет спрос на топливо. Закончились отпуска, люди больше ездят, начинается уборочная страда в сельском хозяйстве, активнее работают строители. Все это требует больше горючего.
Во-вторых, как сообщают эксперты, некоторые НПЗ снизили загрузку своих мощностей. Меньше производят — меньше предложение на рынке. А раз спрос высок, а предложение сократилось, цена по законам экономики начинает расти. Это называется сезонный фактор, и он влияет на цены каждый год.
К тому же, на снижении выработки бензина значительное влияние оказывают бесконечные удары ВСУ по российским заводам. Странно, но Россия, обладающая самой мощной в мире ПВО, не может защитить свои НПЗ от ударов беспилотников.
Дорога до заправки и самые важные «добавки»
Допустим, бензин произведен. Теперь его нужно довезти до заправки. Стоимость логистики — железнодорожных перевозок или бензовозов — тоже входит в цену. И вот мы подходим к самому главному — к тому, что делает конечную цену такой, какая она есть.
Помимо себестоимости производства и доставки, в цену каждого литра бензина включены:
1. Акциз. Это фиксированный сбор, который государство забирает в бюджет с каждого литра проданного топлива. Он никак не зависит от цены нефти. Установили акциз, скажем, в 10 рублей с литра — и он будет всегда десять рублей, хоть если нефть стоит сто долларов, хоть если двадцать.
2. НДС. Налог на добавленную стоимость, который составляет 20% и начисляется на всю стоимость продукта, включая тот самый акциз.
3. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Он уже заложен нефтяной компанией в стоимость сырья.
В итоге получается, что больше половины той цены, которую вы видите на табло АЗС, — это различные налоги и сборы. И они фиксированные или даже растущие, поэтому даже при дешевой нефте снизить цену кардинально не получается.
Спасительный «демпфер»: как государство сдерживает цены
Чтобы цены на бензин внутри страны совсем не улетали в небеса, государство придумало специальный механизм. Он называется «демпфер» (от английского слова «сглаживать»). Это очень важный инструмент, который и разрывает прямую связь между ценой нефти и бензина.
Работает он так:
1. Государство само вычисляет, какой должна быть справедливая цена на бензин внутри страны, исходя из текущей цены на нефть и курса доллара.
2. Если реальная оптовая цена на бензин оказывается выше этой расчетной, то государство выплачивает нефтяным компаниям субсидии. Это делается для того, чтобы компаниям было выгоднее продавать бензин здесь, а не гнать его на экспорт, где можно заработать больше денег.
3. Если бы не этот механизм, то бензин в России стоил бы намного дороже, потому что наши нефтяники гнали бы все топливо за границу. Демпфер сглаживает эти перекосы и удерживает топливо внутри страны.
Сейчас, как сообщается в новостях, именно ограничительные меры на экспорт бензина не дают ценам подскочить еще сильнее.
А как у них? Пример Европы
Эта ситуация — не уникальна для России. Взгляните на Европу. Там бензин всегда стоит очень дорого, даже когда нефть дешевеет. Все потому, что главная составляющая цены — это огромные акцизы и налоги.
В Германии, Франции или Италии в цене каждого литра бензина налоги могут составлять 60-70%! Государства сознательно делают топливо дорогим, чтобы люди пересаживались на общественный транспорт и электромобили, заботясь об экологии. То есть цена на бензин там — это в первую очередь результат государственной политики, а не стоимость нефти.
Что в итоге?
Получается, что говорить: «Нефть подешевела — значит, и бензин должен дешеветь» — это большое упрощение. На цену у заправки влияет целый комплекс факторов:
— Курс рубля.
— Стоимость переработки и логистики.
— Сезонный спрос.
— И самое главное — налоги, акцизы и механизмы государственного регулирования (тот самый демпфер).
Именно поэтому мы видим тот парадокс, который видим. Мировая нефть дешевеет, а внутренняя цена на бензин по своим собственным, внутренним причинам — немного подрастает. Государство старается сдерживать этот рост доступными способами, но отменить законы экономики и полностью остановить его не может.