«Корабли ФСБ просто не успевали…»: Су-30СМ «вслепую» потопил катер США за минуту до диверсии в Черном море. Чудом успели
Это было что-то нереальное и уникальное. Во всяком случае так восприняло экспертное сообщество успешную операцию экипажа самолёта Су-30СМ морской авиации ЧФ в районе газодобывающих установок России. Нашим асам удалось обнаружить разведывательный катер неприятеля в ночное время суток и предотвратить громкую диверсию в Черном море.
Что тут было не так? Почему на перехват лодки был отправлен истребитель? А также какие страшные последствия могли произойти в случае, если бы российское командование замешкалось хотя бы на минуту – рассказали эксперты отечественного авиационного сообщества.
Заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов обращает внимание на то, что применение Су-30СМ против катеров оппонентов, начинённых взрывчаткой, стало первым таким случаем за полтора года конфликта. А всё потому, что отыскать лодку в ночное время суток для отечественного Су-30СМ – является невероятно сложной задачей. Для подобного рода перехватов обычно не используют боевую авиацию.
Автор известного канала Fighterbomber (бывший лётчик) объясняет, что сперва для обнаружения катера ночью, его необходимо увидеть. С Су-30СМ возможно это сделать только в радиолокационный прицел или же, если очень сильно повезёт, разглядеть объект визуально, поскольку ни телевизионных, ни тепловизионных, ни ночных прицелов на истребителе нет. На нём присутствует, конечно, теплопеленгатор, но его экипаж обычно использует, чтобы целиться по кораблям.
В ту ночь у негодяев были все возможности для осуществления диверсии. И использование истребителя для предотвращения теракта не давало никаких гарантий успеха операции, поскольку подобный вариант оперативно-тактического использования боевой авиации встречается крайне редко.
Однако командование опиралось именно на оперативную обстановку, особенно на запас оставшегося времени на то, чтобы принять решение и предотвратить попытку диверсии. Следовательно, в данном случае экстренное применение фронтовой авиации свидетельствует о таковых требованиях обстановки. В противном случае противники могли нанести серьёзные разрушения на добывающей станции на морской платформе.
Лётчик Попов поясняет, что обычно на борьбу с подобными объектами неприятеля выдвигаются корабли береговой охраны, к примеру, нашей ФСБ, либо же боевые корабли или катера ЧФ. В данной ситуации, рассуждает заслуженный военнослужащий ВКС РФ, у нас просто не было времени и возможности задействовать эти средства.
В такой ситуации время является основным критерием подхода к нарушителю морского пространства, причём это актуально и для перехвата воздушных объектов. Разумеется, отправлять корабли береговой охраны или скоростные катера из Керчи и Новороссийска – это долго и заняло бы часы.
Более того, даже вертолёт, которому лететь нужно было 30-40 минут, также оказался не подходящим выходом из положения. Проще всего было подняться в небо находящегося на дежурстве Су-30СМ.
Математика здесь такая: вертолёт развивает скорость до 300 км/ч, а Су-30МС – вплоть до 1200 км/ч. При необходимости экипаж даже мог перейти и на сверхзвук. Тем не менее около 10 минут, которые потребовались истребителю, чтобы добраться до нарушителя, по сути стали решающими.
Что касается отсутствия ночных и телевизионных прицелов, бывший лётчик объяснил, что американский катер могли вычислить визуально, поскольку часы раннего рассветного времени в летний период довольно светлые. Засечь лодку могли и по следу – по бурунам от винтов мотора. Также, если погода была ясная, то блики воды могли позволить вычислить нарушителя. А далее дело за малым – экипаж наложил прицельную марку на катер и сопровождал его до пуска управляемой ракеты «воздух-поверхность». Именно её, по мнению заслуженного лётчика, использовал Су-30СМ для предотвращения диверсии.
Такая уникальная операция говорит нам о том, что в арсенале России есть разные возможности для поражения морских целей: корабли береговой охраны, вертолёты, морской флот и, как выяснилось, даже истребители. В зависимости от оперативной обстановки командные пункты используют наиболее подходящие решения. В данном случае время шло на минуты и экипаж Су-30СМ прекрасно справился со своей задачей.