Чем Россия заменит падение поставок газа в Европу. Есть два пути решения проблемы

Чем Россия заменит падение поставок газа в Европу. Есть два пути решения проблемы

В этом году России пришлось столкнуться с уменьшением объемов продаж газа в ЕС почти в 5 раз. В 2021 году было отправлено 155 млрд. кубов, в 2022 – 85 млрд., а в 2023 – менее 30 млрд. Властям необходимо в срочном порядке искать, куда пристроить голубое топливо.

Падение объемов экспорта связано с тем, что европейские государства отказались закупать его в России. Также немалую роль сыграли взрывы на двух трубопроводах «Северный поток». Сокращение продажи голубого топлива в Европу рекордное. Москве нужно думать, как решить проблему потери этого рынка.

Есть два варианта.

Новые газопроводы

Первый вариант – возвести новые газопроводы в Азию и увеличивать поставки природного газа по морю. При этом важно не сосредотачиваться на каком-то одном покупателе, а расширять каналы сбыта. Например, Москва пытается ускорить начало проекта с Китаем по строительству трубопровода «Сила Сибири – 2», а также проложить Дальневосточный маршрут.

Реализация этих программ позволит привлечь неплохие инвестиции, как прямые, так и в смежные сферы: металлургическую, химическую, цементную и т.д.

Чем Россия заменит падение поставок газа в Европу. Есть два пути решения проблемы

Благодаря «Силе Сибири – 2» можно поставлять около 50 млрд. кубов. Но достигнуть сразу такого объема не получится. Нужно как минимум 3-4 года на возведение этого газопровода, затем столько же на то, чтобы он вышел на проектную мощность.

Что касается Дальневосточного маршрута, то он помог бы направлять за границу 10 млрд. кубов. Однако имеются трудности с ресурсной базой.

РФ в дальнейшем сможет продавать газ в Казахстан и Узбекистан, поскольку данные государства в скором времени превратятся из экспортеров в импортеров голубого топлива. Нарастить поставки в Азию реально, нужно лишь достигнуть согласия и подписать договоры.

Конечно же, полноценно заменить рынок Европы это не поможет, но хотя бы частично компенсировать его утрату – вполне возможно. Только нужны большие деньги и много времени.

Чем Россия заменит падение поставок газа в Европу. Есть два пути решения проблемы

Экспорт СПГ

Второй вариант – нарастить объемы поставок СПГ. Оставшиеся запасы газа после продажи в Азию можно сжижать и переправлять морем в форме СПГ. Россия не имеет проблем с добычей, перевозкой, терминалами, трубопроводами, но есть трудности с технологиями и оборудованием для возведения заводов, где сжижают голубое топливо.

Ранее такие предприятия были на Западе, теперь у Москвы нет к ним доступа. Можно было бы схитрить и с помощью третьих стран закупить западное оборудование. В этом мог бы помочь тот же Китай. Но это не лучшее решение, если смотреть на долгосрочную перспективу. Купив его сейчас, мы так и будем нуждаться в нем в дальнейшем.

Поэтому России крайне важно создать собственное СПГ-оборудование и технологии. У нас уже есть опыт строительства среднетоннажных заводов. Но там очень маленькие объемы, если сравнивать с потерями по экспорту газа. Поэтому правильнее было бы сделать акцент на крупнотоннажные предприятия, которые РФ пока не умеет строить самостоятельно.

Чем Россия заменит падение поставок газа в Европу. Есть два пути решения проблемы

Но тут дело в сроках. Получить все необходимое для возведения крупного СПГ-завода мы сможем только к 2030 году. Затем понадобится еще 3-4 года на строительные работы и запуск. То есть увеличенные объемы сжиженного газа в России появятся точно не ранее 2034 года. Только вот нужно ли это будет к указанному времени?

Вероятнее всего, рынок к тому моменту уже будет переполнен СПГ. Ведь в скором времени начнут работать новые заводы в Катаре и Америке. Россия уже не сможет поставлять тот объем сжиженного газа, который могла бы направлять за границу сейчас.

Зато средние СПГ-заводы можно начинать строить прямо сейчас. Для этого у нас есть все. Можно возвести несколько среднетоннажных, которые заменят один крупный. И это позволит нашей стране быстрее выйти на рынок и занять хорошее место, заявив о себе как о конкурентоспособном экспортере.