Миссия выполнена. Шольц добил промышленность Германии
Германия окончательно превратилась в «больного человека Европы», который затаскивает в болото непроходимой рецессии весь регион. Если мотор барахлит, то и остальная машина себя чувствует неважно. Сегодня поступили данные, которые оптимизмом не светятся даже и близко.
Краткая теоретическая справка. Одним из наиболее демонстративных индикаторов состояния западных экономик является PMI (индекс деловой активности). Он бывает отдельно по промышленности (Manufacturing PMI), отдельно по услугам (Services PMI) и сводный (Composite PMI). Представляет собой число от 0 до 100. Его значение выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности и оживление экономики, а ниже — на её замедление.
Теперь конкретно к Германии. Самое тревожное состояние снова демонстрирует промышленность, где значение PMI с начала лета не поднималось выше 40 и в настоящий момент составляет 39,1. Для понимания, такие значения наблюдались только в марте 2020 года по всем известным причинам и в кризис 2008 года.
Однако в те моменты падение было вызвано объективными причинами, наблюдалось во всем мире и за этим следовало такое же стремительное V-образное восстановление. Сейчас же немцы наблюдают угрюмый устойчивый вот уже двухлетний тренд вниз с момента начала энергетического кризиса (лето 2021), который существенно усугубился санкционными играми, развернувшимися в 2022.
Manufacturing PMI — индекс деловой активности в промышленности
Однако если ранее общий показатель хотя бы немного удерживался на плаву благодаря сфере услуг, то теперь по цепочке спад добрался и туда. Так, PMI по услугам прыгнул вниз до значения в 47,3 (предыдущий месяц — 52,3), что потянуло за собой и сводный показатель, значение которого в августе составило 44,7 (ранее 48,5).
Таким образом, по сути вся экономика Германии подает отчетливый сигнал SOS. Любая надежда на то, что сектор услуг сможет спасти Берлин, испарилась. Так низко сводный индекс не опускался даже в периоды аномально высоких цен на газ летом 2022 года. И наблюдался кратковременно лишь во время тотального локдауна весной 2020 года.
На этом фоне наблюдается и чистый отток инвестиций, который в прошлом году составил 125 млрд евро. Если во вне немецкие компании вложили 135,5 млрд евро, то в саму Германию лишь 10,5 млрд евро. Этот разрыв стал самым большим за всю историю наблюдений. Более того, «кровь экономики» не только не вливается, но и выливается. Так, за последние два года отток капитала происходил рекордными темпами.
Иностранные инвестицииОтток капитала
При этом Берлин может бесконечно обвинять Вашингтон, Пекин или Москву (что они и делают), однако Шольц и компания сделали буквально все, чтобы усугубить и без того внешние негативные тенденции. Относительно разрыва энергетических отношений с Россией сказано было много, повторяться не буду.
Отмечу, что промышленный сектор Германии потреблял почти в два раза больше энергии чем следующий по величине в Европе, т.е. французский. Что говорить, если один только BASF потребил в 2021 году столько же природного газа, сколько вся Швейцария.
Поэтому удивляться таким апокалипсическим цифрам производственного PMI совершенно нечего. Ведь когда мы говорим о снижении потребления газа в процентах, то надо понимать, что абсолютные цифры конкретно для Германии гораздо выше всех остальных. Именно «голубое топливо» долгие годы было главным энергоносителем для немецких промышленных предприятий. Причем с большим отрывом. Его доля составляла почти треть.
Отдельно стоит сказать про Китай, который является крупнейшим торговым партнером Германии. Согласно данным Федерального статистического управления, в 2022 году импорт Германии из Китая вырос на 33,6%. Между тем, экспорт Германии в Китай увеличился всего на 3,1%. То есть, Германия от Китая зависит теперь гораздо больше, чем Китай от Германии. Хотя 20 лет назад было ровным счетом наоборот.
Особенно это касается былой немецкой гордости — «Das Auto». Китайский рынок долгое время был дойной коровой для крупных немецких автопроизводителей. Особенно они «окопались» в премиум сегменте. Однако Пекин всё это время на месте не сидел, и теперь местные бренды, такие как BYD, Great Wall и Nio начинают теснить Volkswagen и Mercedes-Benz как в массовом, так и в премиальном сегментах. Немцам же хотя бы для «поддержания штанов» позарез нужно сохранить доступ на китайский автомобильный рынок.
К примеру тот же Volkswagen, который десятилетиями доминировал на китайском автомобильном рынке, уже уступил свою корону местному конкуренту BYD. А ведь Китай — крупнейший в мире автомобильный рынок, на долю которого приходится почти 40% выручки Volkswagen.
Так мало того, что на немцев давят китайские производители, на них ополчились ещё и собственные «журналисты». Буквально пару месяцев назад вышло «расследование» с осуждением Volkswagen за использование «принудительного труда уйгуров». У глобалистов одна методичка для всех, ничего удивительного.
Да и сами евробюрократы делают все возможное, чтобы уничтожить немецкий автопром. «Помогают» в этом вопросе буквально все. Франция, более заинтересованная как раз во внутреннем рынке (чем во внешнем как Германия), который могут заполонить китайцы, выступила с идеей ввести в ЕС тарифы на китайские электромобили. Вряд ли Пекин никак не отреагирует на данные меры.
Более того, внутри самой Германии также имеется «антикитайская партия» в лице «зеленых», которая периодически занимается тем, что дергает дракона за усы. Так, немцы не так давно даже приняли целую стратегию по снижению зависимости от Китая, назвав его «стратегическим соперником».
Я бы назвал это политической шизофренией, если не учитывать тот факт, что Германия совершенно не обладает суверенитетом. И поэтому рациональности с точки зрения национальных интересов от её политических элит ждать бессмысленно.
В общем, нынешняя рецессия, которая, я напомню, в Германии была зафиксирована ещё в первом квартале и с тех пор продолжается в виде стагнации, является не просто «технической». Она является началом фундаментального перелома в немецкой экономике (а по цепочке и остальной Европы), которая от этого удара оправиться, скорее всего, не сможет.
И, к слову, тот же самый автопром — самый яркий пример. Даже вернись обратно энергетическая дружба с Россией (что вряд ли), главное, чего не хватает немецкому автопрому — это хоть какого-либо конкурентного преимущества для доминирования на мировых рынках. Как это, например, было ранее с ДВС. Сейчас все большую популярность набирают электромобили, где ключевое — аккумулятор. А тут у немцев нет ни технологий, ни тем более — доступного сырья.