Наводнение в Бурятии и проблемы с транспортировкой нефти: вызовы для российской инфраструктуры

Наводнение в Бурятии и проблемы с транспортировкой нефти: вызовы для российской инфраструктуры
Источник фото: vgudok.com
Прошедшая неделя была сложной для угольной отрасли, особенно в отношении логистических и вывозных возможностей российских угольщиков. Они столкнулись не только с природными катаклизмами, такими как затопление части участков БАМа, но и с неожиданной конкуренцией со стороны нефти и нефтепродуктов в логистике.

Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин предложил отменить утвержденные приоритеты для вывоза экспортного угля из четырех регионов в восточном направлении и освободить пути для продукции с высокой добавленной стоимостью, прежде всего для нефтепродуктов. Это вызвало вопросы о том, остается ли восточное направление экспорта приоритетным для российских угольщиков и сохраняются ли логистические «узкие горлышки» для экспортеров в восточных портах и на железной дороге.

Кроме того, возникают вопросы о внутреннем спросе на уголь и возможности найти потребителя внутри страны для угля, который потенциально не был отправлен на Восток. Инициатива «Роснефти» также может повлиять на угольную отрасль и вызвать изменения в ее деятельности.

С чем возникли сложности

Прошедший понедельник начался с тревожных новостей о наводнении в Бурятии. В регионе продолжались сильные дожди, которые привели к разрушению дамбы на перегоне Нижнеангарск—Холодная Восточно-Сибирской железной дороги и подмыву моста на Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и прилегающих насыпей. В результате, движение на перегоне было остановлено. Железнодорожники теперь должны восстановить полотно, контактную сеть и мостовой переход, а погодные условия в регионе остаются сложными. Из-за этой ситуации была ограничена погрузка продукции на крупных станциях, включая Ванино, Дюанка и Советскую Гавань Город. По оценкам властей Кузбасса, ущерб от простоя достигнет миллиардов рублей, только за эту неделю. Грузоотправители пытались найти альтернативные логистические решения, перенаправляя грузы на Транссиб и в порты Приморья. Однако это привело к дополнительным расходам и временным неудобствам.

На прошлой неделе угольщики столкнулись не только с природными катаклизмами. Игорь Сечин, глава «Роснефти», уже в июле обратил внимание президента на проблемы транспортировки нефти и нефтепродуктов в восточном направлении, как писала ранее pronedra.ru.

Он отметил, что погрузка нефтеналивных грузов по сети РЖД снизилась в первом квартале текущего года. В то время, как 70% мощностей железной дороги восточного направления были заняты углем, в соответствии с указом РЖД, который предоставил приоритет доступа к провозным мощностям углям из Кузбасса, Хакасии, Тувы и Бурятии.

В результате, отгрузки угля в восточном направлении выросли на почти 9%, в то время как отгрузки нефти и нефтепродуктов снизились на аналогичную величину. Сечин отметил, что добавленная стоимость продукции нефтепереработки гораздо выше, чем в угольной промышленности. По его оценкам, нефтяная отрасль превосходит угольную в 47 раз по фискальным отчислениям.

В своем обращении к президенту, глава «Роснефти» просил обеспечить приоритетный доступ к провозным мощностям для высокомаржинальной нефтяной продукции. Пока неизвестно, как руководство страны отреагировало на эту инициативу, но известно, что предложения Сечина переданы на рассмотрение первому вице-премьеру Андрею Белоусову.

Найдет ли правительство компромиссное решение, покажет время. Важно, чтобы каждая отрасль получила поддержку и имела возможность развиваться на благо России.

Источник