Урок не усвоен. Силуанов опять хочет договориться с Западом

Урок не усвоен. Силуанов опять хочет договориться с Западом

На днях глава Минфина Антон Силуанов анонсировал схему обмена замороженными активами между Россией и Западом. Подчеркну, что речь идёт именно о частных, а не государственных активах. Тех, которые до 2022 года российские физические и юридические лица активно вкладывали в западный фондовый рынок.

Речь идёт о весьма существенной сумме. По заявлению Силуанова это минимум 1,5 трлн рублей, которые в общей сложности принадлежат 3,5 млн человек. Тут, правда, не совсем понятно, по какому курсу считали данную сумму — в конце июня он был 85, а в середине августа пробил сотку. То есть, вполне вероятно, что речь вполне может идти и о 1,7-2 трлн рублей. Однако это уже детали.

Итак, что предлагают Минфин с Центробанком? Выкупать заблокированные иностранные активы за счёт средств, которые находятся на счетах типа «С». На них, я напомню, замораживаются финансовые ресурсы нерезидентов из недружественных государств, которые они получают в результате владения российскими активами — дивиденды, купонные выплаты, проценты от вкладов.

Сколько там находится денег, мы точно не знаем. Последняя официальная информация об этом была в октябре, когда ЦБ сообщал, что на счетах типа «С» скопилось порядка 280 млрд рублей. Однако с тех пор прошел не один дивидендный сезон, поэтому на мой взгляд там сейчас находится примерно 1,5-2 трлн рублей. То есть сумма в целом сопоставимая с тем объёмом, который анонсировал Силуанов.

И вот теперь предполагается, что иностранцы-нерезиденты за счёт данных средств выкупят заблокированные активы. Конечно, с теоретической точки зрения схема звучит вполне работающей. Но, на мой взгляд, затея всё же весьма сомнительная. И вот почему.

Во-первых, следует понимать, о каких активах идёт речь — либо о, действительно, ценных бумагах иностранных компаний. Либо же тех ценных бумагах, которые наши российские компании выпускали за рубежом, и которые с формальной точки зрения являются иностранными. И это очень большая разница. Так как если мы говорим об иностранных компаниях, то данная схема вполне имеет право на существование. Однако же если за счёт денег на счетах типа «С» Минфин хочет дать разрешение выкупать иностранцам ценные бумаги наших компаний, то это выглядит очень странно.

Далее. Для осуществления подобной сделки необходимо получить разрешение у европейского регулятора. Насколько я понимаю, речь идёт о взаимодействии с НРД — национальным расчётным депозитарием. А он находится под санкциями, снимать которые никто не будет. Зато наши финансовые власти даже спустя полтора года по-прежнему не теряют надежду в очередной раз договориться с Западом.

Хотя это пустая трата времени. Потому что даже если подобная схема, предложенная Минфином и Центробанком, является выгодной, в том числе для европейских или американских граждан, они все равно на это не пойдут, поскольку вопрос лежит в чисто политической плоскости. Я напомню, что это далеко не первая попытка проведения подобных переговоров.

Кроме того, важно понимать, что у нас в «заложниках» имеется довольно серьёзная сумма (1,5 трлн или даже больше), которая с каждым днем продолжает увеличиваться. Однако что происходит с этими деньгами? Они фактически лежат мёртвым грузом и изъяты из нашей экономики, хоть и находятся в её контуре.

Ранее они вообще находились под управлением Мосбиржи, т.е. их складывали на депозиты. Потом с 1 апреля деньги счета типа «С» перевели под управление Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Я, конечно, не знаю, как они ими распоряжаются. Однако, скорее всего, тоже просто держат на депозитах, получая соответствующий процент.

Так вот это самое неэффективное использование, которое можно придумать. Да, конечно, кто-то может сказать, что деньги все равно находятся в банковском контуре, что повышает уровень капитализации банков, и, значит, они могут выдавать больший объём кредитов. Это все понятно. Но ещё раз повторю — это все равно самое неэффективное использование средств.

В общем, финансовые власти продолжают терять время. Хотя деньги можно было бы использовать совершенно по-другому. Например, вкладывать их в проекты реального сектора экономики, куда невозможно привлечь какие-либо частные деньги. Благо, инструментов для подобного инвестирования имеется огромное количество. Скажем, проектные облигации или проектные кредиты, как это происходит с деньгами ФНБ для финансирования автодорожных проектов.

Однако, раз уж все-таки решили соблюсти интересы частных инвесторов, то можно было бы придумать и другие схемы. При этом, вложения в любые активы — всегда рискованное решение, и государство не должно никого «спасать» в ущерб своим интересам и альтернативному, более эффективному использованию фин ресурсов. Но даже если вы все-таки хотите компенсировать замороженные деньги нашим инвесторам, то можно было бы, например, просто выпустить замещающие расписки наших компаний другого класса, которые отзеркаливали бы права замороженных бумаг.

Но наши финансовые власти опять теряют время на бессмысленные переговоры, которые, скорее всего, успехом не увенчаются. Тем временем гигантский финансовый ресурс продолжает лежать мёртвым грузом и никак не используется. Хотя вполне можно было бы придумать более эффективное решение. Но, к сожалению, у нас не только по этой проблеме, но и по многим другим вопросам додуматься до них не могут.

Источник