У Ка-52 «Аллигатор» новый «элитный» страйк. «Бронемобиль будущего» БТР «Stryker» не выдержал встречи со сверзвуковым «Вихрем»
В Ираке, своей первой военной кампании, "Страйкеры" никого совершенно не впечатлили. Однако лоббисты из военного ведомства тащили их в войска всеми правдами и неправдами. Фото АР
Впору уже вставать перед камерой и голосом нашего замечательного телеведущего и биолога Николая Николаевича Дроздова рассказывать об очередной бронированной зверюге, неосторожно заехавшей в наши края и попавшей на зубок хищному "Аллигатору". Чаще всего это бывают почти вымершие в современных условиях создания, производства эры "Холодной войны", но иногда, время от времени, попадается кое-что посвежей. Возьмем к примеру, боевую бронированную машину "Страйкер", ведущую свою родословную от знаменитой швейцарской МОВАГ Пиранья, одного из самых популярных бронетранспортёров в мире в эпоху противостояния Соединенных Штатов и Советского Союза. Данная платформа применялась буквально во всех уголках земного шара и почему-то особенно полюбилась морским пехотинцам, в том числе и американским, правда, в канадской его версии LAV III. Именно на этой базе владелец бренда, американская фирма General Dynamics Land Systems, в компанией с парой других крупных концернов (Delco (башня), Caterpillar (двигатель) поставили себе целью создать модульный бронемобиль будущего.
Вдохновленные коммерческим успехом Пираньи и большим контрактом с Пентагоном (почти на пять тысяч единиц) дизайнеры General Dynamics Land Systems в конце нулевых рисовали его с лазерными пушками и в беспилотном варианте, во главе целого подразделения боевых дронов. Строилась эта "вундервафля" согласно входившему в моду в те год модульному принципу и потому модификаций у машинки оказалось великое множество, от зенитной установки, минного тральщика и санитарного эвакуатора, до по сути, колёсного танка и САУ со 100-мм орудием, поэтому останавливаться на какой-то отдельной модификации смысла нет.
Мода нулевых годов на колесные танки коснулась и "Страйкера".
Пушечные БТРы оказались достаточно бесполезными для тех операций, которые проводят за рубежом Корпус Морской Пехоты и Армия США, и уже пошли на списание Возможно, мы их даже тоже увидим, как не так давно французский АМХ-10 в парке "Патриот". Но остальные модификации продолжают служить, хотя больше уже не числятся в имеющих хорошие перспективы. К слову сказать, первый попавший под раздачу в Восточной Европе экземпляр, сожжённый Корнетом (ещё один вид западной техники в его коллекции) был снабжен современным минным тралом и навесной динамической броней для легкой бронетехники, так что это действительно машины не старые, возможно, даже из действующих подразделений или ближайшего резерва.
О боевом дебюте "Страйкера" в американской армии слухи ходят достаточно разноречивые. В первые же дни операции "Буря в пустыне", птуристы Саддама почти сразу сожгли несколько машин, и потери этого бронетранспортёра в Иракской войне было решено засекретить. Злые языки поговаривали, что при прочих равных американский "бэтэр" слишком явно уступал даже не набравшей тогда кондиций БМП "Брэдли". Защита от мин на тот момент совершенно новой машины оказалась ниже всякой критики. В марте 2007 года, в битве за долину реки Бакуба в иракской провинции Диала, американская армия понесла самые серьезные утраты в боях того периода. Сразу пять "Страйкеров" было уничтожено уже в первые дни боев за город Халис. Ещё три подорвались на минах при ротации. С другой стороны, один из героев иракской кампании, командир первой механизированной бригады, полковник Роберт Браун воевавший на "Страйкере" с 2006 по 2011 год утверждал, что ни одна из гранат РПГ-7 его машинам сделать ничего не смогла. Правда тогда не совсем понятно, почему именно это подразделение первым избавилось от "Страйкеров" всех модификаций, когда подвернулась более ли менее вменяемая гусеничная замена, но это уже детали.
Афганская кампания лишь усилила уверенность военных, что в "Страйкере" что-то не так. Он не мог держать в борт бронебойные пули из бандитских ДШК даже с дополнительными экранами и морпехам с десантниками приходилось импровизировать. Фото U.S.Army
Среди хороших сторон машины называли ещё хорошую подвижность и высокую скорость. Это один из самых быстрых бронетранспортёров из существующих. В боях на Юге Афганистана "Страйкеры" редко рисковали выезжать за пределы зон контроля американцев и кампусов, и о потерях слышно не было. По итогам двух войн Пентагон оценил бронетранспортёр достаточно высоко, но разговоры о его блестящих перспективах как-то поутихли, а с 2021 года машины в подразделениях постоянной боевой готовности начали достаточно активно заменять. Всего их сделали более 4500 экземпляров. Более тысячи из них, по неизвестным причинам, уже безвозвратно убыли. Теперь это количество растёт едва ли не ежедневно.
Ни один ударный вертолёт в мире не имеет такую внушительную коллекцию современной бронированной техники в качестве трофеев, как наш Ка-52. Теперь вот ещё один интересный экземпляр. Фото МО РФ
По возможностям, "Страйкер" мало чем отличается от арзамасского БТР-82А, у того даже огневая мощь выше, за счёт 30-мм автоматической пушки и ПКТ, против древнего пулемёта Браунинг М2 (12,7 мм) . Не слишком удачные применения "Страйкеров" в локальных войнах фактически поставили крест на разработке, которую называли "потенциальной основой нового вида армейских бригад" и "бронетранспортёром будущего" и наклепали за короткое время просто в устрашающих количествах. За ними укрепилась репутация машины, способной воевать лишь в конфликтах малой интенсивности. Не знаю уж почему в очередной раз она вызывала чьи-то избыточные надежды, когда сами американцы этих надежд по её поводу не питают как минимум уже лет десять. "Аллигатор" свой новый трофей "перекусил" сверхзвуковым "Вихрем" с восьми километров и даже не поморщился. А уж штурмовать на таких хорошо укрепленные оборонительные порядки противника идея вообще, прямо скажем, ненадежная и абсурдная.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!