Польский газовый шантаж против России создаст в Германии и Австрии «зону вечной мерзлоты»

На словах Евросоюз — объединение свободных европейцев для бага всех стран, входящих в это межгосударственное объединение. На деле — одна страна Польша может оставить в преддверие нового отопительного сезона без российского газа двух старожилов ЕС — Германию и Австрию.

Польский газовый шантаж против России создаст в Германии и Австрии «зону вечной мерзлоты»Последние годы Варшава ведёт ожесточённую газовую войну с «Газпромом», пытаясь в угоду СПГ из США максимально ограничить доступ российского газа на европейский рынок.

На этой неделе через Европейский суд юстиции Польша добилась ограничения на 50% мощности газопровода OPAL, который соединяет «Северный поток-1» с газотранспортными системами Центральной и Западной Европы. Мощность OPAL составляет 36 млрд. м³ в год, а «Северного потока-1» – 55 млрд. м³. В результате «Газпрому» придётся снизить поставки по газопроводу на треть.

Ситуация с запасами газа в хранилищах Германии и Австрии сейчас и без того критическая. За три с половиной месяца до начала нового отопительного сезона те заполнены на 54% и 32% соответственно.

А тут ещё и поляки такую «пакость» немцам и австрийцам уготовили, как бы специально приурочив её к моменту профилактических работ на магистральных российских газопроводах.

С 13 июля, когда «Северный поток -1» поставили на 10-дневный профилактический ремонт, закачка газа в хранилища Германии упала в 3 раза, а Австрии — в 4 раза.

По данным GIE, 14 июля ежесуточный объем снизился до 25 млн. м³ и
7 млн. м³. До этого, в июне и начале июля, средний уровень закачки в Германии составлял 81 млн. м³, а в Австрии — 28 млн. м³.

Сейчас отбор газа из хранилищ двух стран вырос выше уровня закачки. Чтобы как-то нивелировать ситуацию «Газпром» отбирает свои запасы из ПХГ «Хайдах» (Австрия) и «Реден» (Германия), чтобы компенсировать выпадение объёмов, поставляемых по «Северному потоку -1».

14 июля в Германии и Австрии отобрали из хранилищ 27 млн. м³ и
9,6 млн. м³, и основная часть пришлась на запасы «Газпрома».

По аналогичной схеме российская компания действовала и во время трёхдневного ремонта газопровода «Ямал — Европа» через Польшу в первой декаде июля.

Но его мощность вдвое меньше «Северного потока -1», более 80 млн. м³ в сутки, и сейчас остановка данного маршрута поставок российского газа чувствуется сильнее.

В сложившейся ситуации решение Европейского суда юстиции в угоду требованиям Польши говорит о наличии газового парадокса России в Европе. С одной стороны, она требует больше газа при высоких ценах на него и низких запасах в своих ПХГ.

С другой — слишком много российского газа приведёт к доминированию «Газпрома» на европейском рынке. Похоже, при таком подходе европейских бюрократов, найти золотую середину им вряд ли удастся.

Если бы танкеры с СПГ «рвались» к европейским терминалам, то такую стратегию брюссельских чиновников можно было бы хоть как-то оправдать. Но в июле поставки СПГ в Европу упали почти до уровня января этого года, несмотря на дефицит газа в странах Евросоюза.

По данным GIE в июле подача газа в газотранспортную сеть Европы с терминалов СПГ упала до 175 млн. м³ в сутки. Меньше, 148 млн. м³ было только в январе, когда в Азии начался ажиотажный спрос, за СПГ платили более $1 200 за тысячу м³, и поставщики шли туда за большой маржой.

По сравнению с апрелем (321 млн. м³), июльские поставки СПГ в страны ЕС упали почти в два раза. По сути, недополученные объёмы СПГ фактически эквивалентны мощности «Северного потока -1».

То есть при более высокой цене в Европе танкеры с СПГ пойдут в Старый свет, а не в Азию. Вот только готовы ли европейцы платить больше — вряд ли.

Похожая ситуация скорее всего сложится и с «Северным потоком -2», после его ввода в эксплуатацию. И здесь из-за норм 3-го энергетического пакета ЕС его мощность также будет ограничена наполовину.

«Газпром» не собирается увеличивать транзит газа через Украину сверх предусмотренного действующим пятилетним контрактом. Как Берлин и Вена собираются выбираться из этой патовой ситуации, учитывая, что отопительный сезон «не за горами» — не понятно.

Получается, что принцип европейской солидарности Варшава использует против Берлина и Вены, в угоду интересам США, да и своим геополитическим амбициям по возрождению Речи Посполитой.

Только в Варшаве, видимо, запамятовали, чем для неё это закончилось в 1795 году. Может быть Берлину, Вене и Москве стоит снова объединиться и повторить события 225-летней давности?