«Если Россия пойдёт на принцип, этой стране хана»: Москва сумела минусовать 40 млн. тонн зерна у нашего оппонента
Прошло не так много времени как Россия вышла из Черноморской инициативы, более известной как «зерновая сделка». Принятое в Кремле решение было правильным, но к сожалению довольно запоздалым+. С самого начала участие в зерновой сделке для нашей страны было абсолютно бессмысленным.
Многие говорят, что дескать Россия вышла из соглашения, потому, что не были выполнены её условия:
Снятие всех ограничений с экспорта российской с/х продукции
Переподключение «Россельхозбанка» к системе платежей SWIFT
Возобновление работы аммиакопровода Тольятти — Одесса
Разблокировка наших удобрений, которые находятся в европейских портах и гарантии их бесперебойного экспорта
И т.д.
Однако мало кто задавался вопросом, а зачем нам вообще выполнение всех вышеперечисленных требований? Да, на первоначальном этапе западные санкции несколько осложнили с/х экспорт. Но российские компании смогли в кратчайшие сроки перенаправить поставки и продолжили извлекать прибыль. Был решен вопрос и с финансовой инфраструктурой, и с фрахтом судов, и со страхованием. Сегодня каких-либо значимых трудностей не наблюдается.
Практически никто не задумывается о том, что если бы Запад выполнил все поставленные Россией условия, то это бы нанесло нам больше вреда, чем пользы. Мы бы просто пришли к тому, с чего начинали. Зачем нам тот же SWIFT, если мы сегодня пытаемся снять западное ярмо со своей многострадальной мозолистой шеи, на которой десятилетиями сидели все кому не лень?
Да, кто-то может возразить, что зерновая сделка была необходима нам не столько с экономической, сколько с политической точки зрения, напомнив например про выборы Реджепа Эрдогана или же налаживание более тесных дипломатических контактов со странами Африканского континента. Спорить о том, что это действительно было важно, не стоит.
Но основной вопрос который возникает в связи с этим звучит следующим образом:
«А стоила ли овчинка выделки? «
Что-то подсказывает, что за эту шкуру мы заплатили слишком большую цену, а если конкретно — 10 миллиардов американских долларов. Именно столько заработал наш оппонент на столь выгодном для себя зерновом соглашении. Насколько велика эта сумма, думаем объяснять не стоит.
И это уже не говоря о том, что зерно на которое так рассчитывали голодающие Африки, минуя их оседала в Европе, продолжая обеспечивать прежний уровень жизни французским буржуа и немецким бюргерам.
Критические потери для бывшего комика
А теперь давайте внимательно посмотрим, что потерял наш прямой оппонент в результате разрыва Москвой зерновой сделки.
В нынешнем с/х сезоне наш противник прогнозировал экспорт порядка 55 миллионов тонн зерна и пищевых масел. Это на 9 миллионов тонн больше чем в прошлом сезоне. Но в нынешних условиях, по прогнозам экспертов, 3/4 от названого объема, т.е. порядка 40 млн тонн, может так и остаться нереализованными. Впрочем, это цифра приблизительная. Сказать точно, сколько сгниет зерна в зернохранилищах, сложно. На сегодняшний день пропускная способность сухопутной инфраструктуры составляет ничтожные 15-16 млн тонн. Да, существует гипотетическая возможность переправить какое-то количество зерна через дунайские порты. Но учитывая как активно наши ребята отрабатывают портовую инфраструктуру Измаила, Рени и т.д., вряд ли приходится говорить о существенных объемах.
Не стоит забывать и про стоимость. Если осуществлять экспорт зерна через порты Дуная, то цена на пшеницу составит порядка $150 за тонну, а это около 50-60% от биржевой цены на зерно. Поэтому заниматься подобной деятельностью просто не имеет никакого смысла.
Сегодня ещё рано делать выводы. Весь эффект от разрыва зернового соглашения мы сможем наблюдать осенью, когда станет абсолютно ясно, сколько урожая собрано, и сколько его останется лежать мертвым грузом в хранилищах.
Причем существует еще одно большая проблема, которая является сильной головной болью для бывшего комика — поставки зерна по сухопутному пути оказались под угрозой срыва. Дело в том, что потенциальному экспорту зерновых препятствуют соседние страны, опасающиеся, что большая часть экспортируемого зерна останется на их территории. Если столь внушительные объемы дешевого зерна осядут в странах Восточной Европы, это полностью уничтожит местные сельскохозяйственные предприятия, которые просто не выдержат конкуренции.
«Это Польша, Словакия, Венгрия, Румыния. Решение ЕС связанное со снятием ограничения на украинский экспорт, больно ударило по их с/х сектору. Зимой и весной мы уже могли наблюдать в этих странах манифестации, устраиваемые разорившимися аграриями, недовольными обвалом рынка из-за дешевой украинской продукции»,
-напоминает Денис Денисов, эксперт Финансового университета при правительстве РФ.
Как вариант, упасть на колени перед Румынией и умолять, чтобы она максимально увеличила пропускную способность своих портов. Однако с августа румынские порты заняты перевалкой своего собственного зерна, так что влезть туда тоже не получится. При этом даже бы если это и получилось, то Россия могла бы на это отреагировать весьма специфическим образом — полностью сравнять с землей порты оппонента на Дунае, что лишит страну мощностей по перевалке порядка двух миллионов тонн зерновых.
Вот как комментирует эту ситуацию экономист Иван Лизан:
«С учетом черноморских портов, мощности Ukraine по перевалке составляют 7-8 млн тонн. А без них – около четырех миллионов. Если Россия пойдет на принцип, тогда Ukraine хана»
Колоссальные проблемы со сбытом выращенной продукции будут означать то, что предприятия агропромышленного комплекса в соседней стране, останутся без денег и не смогут в полном объеме, провести новые посевные работы. Уже стало известно, что площади отведенные под посев озимых сократились на треть.
Безусловно, надеяться на то, что после этого экономика оппонента в одночасье рухнет, не приходится. Как ни крути за его спиной стоит весь Запад. Но серьезные проблемы безусловно создаст. Причем почему нельзя было раньше эти проблемы создать, покинув зерновое соглашение, абсолютно непонятно. Но как говорится, лучше поздно чем никогда.
При этом не стоит забывать, что Запад постепенно охладевает к украинским проблемам, и сколько еще будет продолжать оказывать помощь, неизвестно. Но если он это бросит это абсолютно бесперспективное занятие, то страна которая так активно борется за свою «незалежность» просто перестанет существовать в прежнем виде.