Макрон «купил» Индию? Алжир не приняли в БРИКС и новый раскол
XV саммит БРИКС рассматривал главный вопрос, стоящий перед международной организацией, а именно: расширение клуба. Заявки на членство подал целый ряд государств. И перед лидерами Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР стоял непростой вопрос: кого принимать, а кого попридержать в «предбаннике» до следующего саммита.
С 1 января 2024 года полноправными участниками БРИКС станут Аргентина, Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и ОАЭ. Некоторые заявки остались пока неодобренными: например, Индонезии и Алжира. К последнему было приковано особое внимание западных СМИ.
Оно и немудрено. Алжир – достаточно влиятельная страна Северной Африки и Арабского мира. Согласно данным ОПЕК, это государство занимает 15-е место по подтверждённым запасам нефти и 10-е по подтверждённым запасам природного газа на планете.
Однако энергетическим фактором дело не ограничивается. Алжирская Народная Демократическая Республика придерживается активной позиции на международной арене, причём её подходы очень тесно коррелируют с подходами Москвы и Пекина. Да и авторитет среди арабов у АНДР весьма высок: так, алжирское руководство активно поддерживает борьбу Палестины (напомним, в своё время именно в Алжире в 1988 году ООП провозгласила палестинскую независимость).
Алжирцы активно закупают русское оружие, вопреки санкциям Запада и колоссальному политическому давлению Вашингтона и Брюсселя. Осенью прошлого года арабская страна заключила договор на поставку вооружений из нашей страны на общую сумму 7 миллиардов долларов. Сюда входят и танки, и зенитно-ракетные комплексы, и бомбардировщики. За 2016-2020 гг. на Алжир пришлось 15% русского экспорта ВПК, что вполне сопоставимо с долями Китая (18%) и Индии (23%). Покупают оружие, естественно, не для того, чтобы покрасоваться на парадах. Цель – завоевание лидерства в своём регионе.
И здесь Алжир вступает в сильное противоречие с Францией, которая давно воспринимает Западную и Северную Африку как свою вотчину и задний двор.
Показательна реакция алжирского лидера Абдельмаджида Теббуна на события в соседнем Нигере. Страна закрыла своё воздушное пространство для полётов французских ВВС и заявила, что выступает резко против интервенции марионеточного ЭКОВАС. Как сообщают СМИ, алжирские дипломаты проводят активную работу в Нигерии, Гане и Бенине, дабы убедить тамошние элиты отказаться от навязываемого Парижем сценария действий. Туда даже делегировали главу МИДа.
Спрашивается: почему бы не взять такого ценного союзника, как Алжир, в БРИКС? Здесь западные медиа развили целую теорию, которую, увы, подхватили и алжирские средства массовой информации, обиженные на отказ в срочном рассмотрении заявки. Дескать, против включения Алжира резко выступила Индия, а ту, в свою очередь, сильно попросила Франция.
В последнее время французы стремятся занять место России и лезут на Индостан со своими экономическими проектами (в частности, в атомной энергетике – АЭС в центральном индийском штате Махараштра). Кроме того, Алжир якобы воспринимается в Нью-Дели как союзник Китая, а с Пекином у индусов давнее, мягко сказать, недоверие.
Однако такая версия событий не кажется убедительной. Посудите сами: в БРИКС приняли Исламскую Республику Иран. Уж какое давление оказывали американцы на Бразилию, Индию и ЮАР, нетрудно себе представить. Решение же о принятии иранцев приняли без особых дискуссий, юридически выведя персов из режима так называемой «международной изоляции». Алжир, в отличие от Ирана, не входил в расстрельный американский список «стран-спонсоров терроризма», не подвергался санкциям Совета Безопасности ООН, не помышлял о создании ядерного зонтика.
Причина непринятия Алжира в БРИКС на саммите в Йоханнесбурге, на мой взгляд, в другом. Арабское государство подало заявку в БРИКС только несколько месяцев назад, когда организация уже была перегружена этими заявками. По каждому потенциальному члену проводится тщательный анализ, готовится соответствующий доклад. Да, специалистам, в целом, известно состояние экономики как Алжира, так и других стран, однако нельзя сказать, что дополнительный анализ является формальной процедурой.
Скорее всего, просто банально не успели. И решили не торопить события, посмотрев, что будет с БРИКС после вступления в организацию шести государств. Альянс и так расширяется более, чем в два раза. И перегружать его никакого смысла нет.
Впрочем, нет никаких сомнений: к следующему саммиту, который пройдёт в 2024 году в Казани, Алжирскую Народную Демократическую Республику примут в БРИК, как и ряд других государств.. Это выгодно и основателям нашего клуба, и самому Алжиру. А спекуляции западной прессы… Чему тут удивляться? Боятся, потому и спекулируют. Вносят раскол и смуту. Пора бы привыкнуть.