Революция «Суперджета». ОАЭ сделали России предложение
В Комсомольске-на-Амуре совершил свой первый полёт импортозамещенный SJ-100. Да, теперь «Суперджет» называется именно так, а не SSJ-100 (минус одна «S»). Опытный образец был оснащен французскими двигателями SaM-146, однако в ОАК обещают, что в скором времени машина полетит и на отечественных ПД-8.
Однако главная задача в настоящий момент — наладить серийное производство SJ-100, в котором остро нуждаются наши компании. В планах через несколько лет выпускать по 20 единиц самолётов данного типа. В принципе, для ниши «регионалов» такой план выглядит адекватно. Больше не надо, а меньше — нецелесообразно.
В предыдущие годы к тогда ещё SSJ-100 было много претензий. Искусственно раздувался миф о ненадежности самолёта. Хотя это полная чушь. Если любой самолёт проходит испытания и сертифицируется, то он не может быть ненадежным. Требования к безопасности в авиации жесточайшие. А SSJ-100 получил не только российский, но и международный сертификат.
Единственная проблема, которая имелась — сервисное обслуживание, из-за чего самолёт часто простаивал в ангарах, ожидая те или иные комплектующие. Но это вопрос другой и к безопасности полетов особого отношения не имеет. Если не осуществляется ремонт, то машину просто не допустят до полёта.
В общем сейчас надеюсь, что все проблемы SJ-100 решены. Импортозамещенная версия на 97% состоит из отечественных комплектующих (в т.ч и двигатель ПД-8). Но главное, как написано выше, — перейти к серийному производству лайнера.
На этом фоне примечательна следующая новость. Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) заинтересованы в выпуске «Суперджетов» на своей территории.
В 2010-х годах ОАЭ приступили к активному развитию несырьевого сектора экономики, стремясь избавиться от нефтяной зависимости. И, надо сказать, результат они достигают. К настоящему моменту доля нефтегазового сектора в ВВП страны сократилась до 30%.
Одной из идей при проектировании SSJ-100 был выход самолёта на международные рынки. Собственно говоря, именно с этой целью в лайнере была предусмотрена большая доля иностранных комплектующих — порядка 70%. Для того, чтобы его обслуживание осуществлялось по налаженным иностранными предприятиями схемам, без перебоя.
С этой целью, для продажи SSJ-100, в Италии даже была создана совместная компания (SuperJet International), акционерами которой стали ОАК и итальянская Leonardo. В принципе, я бы даже не сказал, что СП не справилось с возложенными обязанностями. Самолёт начал нащупывать позиции на экспортном рынке. Так, 22 лайнера SSJ-100 эксплуатировала мексиканская Interjet, 7 лайнеров находилось в составе ирландской CityJet, 3 самолета в Индонезии и по одному в Армении и Лаосе. Однако сервисного обслуживания было не налажено от слова «совсем», что и привело к закономерному удручающему результату.
Сейчас, когда запускается в серийное производство импортозамещенный SJ-100, на международной арене вновь обозначился интерес к самолёту.
Эмиратская компания готова выкупить долю ОАК в итальянском СП, дабы локализовать производство SJ-100 на своей территории. Однако арабы имеют одно условие: итальянская SuperJet International должна получить европейский сертификат и всю техническую документацию на самолёт. Другими словами, ОАК в лице «Яковлева» должно предоставить арабам право выпускать лайнер на их территории, передать определенные навыки, а европейцы — повторно выдать сертификат летной годности, который был отозван в 2022 году.
Насколько предложение арабов может быть интересно для России? На этот вопрос ответить пока что сложно. С одной стороны, очевидных плюсов больше. ОАЭ будут способствовать продвижению фактически российского бренда во всём мире. Наши предприятия будут поставлять комплектующие в Эмираты для сборки лайнеров. В том числе, и двигатели. Если производство фюзеляжа арабы теоретически могут освоить и сами, то выпуск высокотехнологичных деталей, разумеется, нет. А это рост нашего технологического экспорта.
С другой стороны, в долгосрочной перспективе заход Эмиратов в проект «Суперджета» может сыграть с нами злую шутку. Во всём мире будут продавать «арабский» SJ-100, в то время, как «российский» будет эксплуатироваться только нашими авиакомпаниями. Сейчас сложно предположить, какой будет рынок и какова будет геоэкономическая ситуация через 10-15 лет (для авиации это совсем не срок). Может быть, России удастся наладить экспорт своих самолётов в зарубежные государства. В страны того же БРИКС. И зачем нам фактический конкурент в лице ОАЭ?
В общем, вопрос требует тщательного анализа и проработки всех условий. Развивать сотрудничество с ОАЭ, которые скоро будут членами БРИКС, необходимо. Но главное — ставить на первое место интересы нашей экономики, а не верить в мифические принципы «международной кооперации» и «иностранных инвестиций».