Урон больше, чем крейсер «Москва» и Крымский мост: Скрытые цифры атаки на Псков
Наше общество привыкло концентрировать внимание на ударных системах и недооценивать транспорт и связь. Но вот с точки зрения англосаксонской стратегии – именно они являются ключевыми факторами успеха в любой войне.
В ночь на среду, 30 августа, враги России нанесли нам тяжелейший удар: массированная атака на псковский аэропорт имени княгини Ольги повредила, а возможно, и уничтожила не менее четырёх военно-транспортных самолётов Ил-76 334-го военно-транспортного авиационного полка.
Несмотря на то что эти самолёты не являются боевыми и не принимают участия в СВО, Россия получила огромный ущерб, который по своим стратегическим последствиям хуже, чем повреждение Крымского моста и потеря крейсера «Москва».
В чём будем измерять
Значительная часть «Илов» поставлялась в Воздушно-космические силы (ВКС) по контракту 2012 года, по которому каждый транспортник в модификации Ил-76МД-90А обошёлся стране в 3,5 миллиарда рублей. В 2017 году стоимость самолётов была скорректирована в большую сторону и достигла 5 миллиардов.
Если принять эти цифры за точку отсчёта, нетрудно подсчитать, что за те полчаса, пока на стоянку «Илов» падали вражеские дроны, страна потеряла от 14 до 20 миллиардов рублей. Колоссальные деньги. Для понимания масштабов отметим, что в реалиях того же 2017 года – это стоимость 10 малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». В настоящее время Черноморский флот имеет только один корабль этого проекта – недавно принятый «Циклон». Ещё три находятся в завершающей стадии достройки. По оценке специалистов, «Каракурты» сейчас – это единственный тип кораблей Черноморского флота, могущих уверенно отражать атаки низколетящими противокорабельными ракетами.
То есть, к началу 2024 года Россия будет иметь на Чёрном море четыре таких корабля. А за ночь, в денежном выражении, сгорело десять!
Утопленный в прошлом году флагман Черноморского флота крейсер «Москва» на момент гибели был уже кораблём прошлой эпохи, неадекватным по своим возможностям ни тем вызовам, что перед ним стояли, ни театру боевых действий, .
Что касается Крымского моста, то оба случая его повреждения никаких последствий, кроме убийства мирных граждан и некоторого неудобства (опять же для гражданских), в сущности, не имели. Военное снабжение полуострова ни в одном из случаев нарушено не было.
Глобальный инструмент
Далеко не всё, однако, как известно, меряется деньгами. Дело в том, что военно-транспортные самолёты – это в первую очередь инструмент для глобального манёвра сил. Если у страны нет мощных транспортников с большой дальностью полёта – считай, у неё нет возможности проецировать силу в отдалённые регионы.
И это – предельно интересный момент, на фоне того, что в Африке начался обвал профранцузских режимов, и эксперты заговорили о финальной стадии деколонизации Чёрного континента. При этом процесс, похоже, запущен военным и экономическим проникновением России, показавшей местным элитам, что есть альтернативный Западу центр силы, который может помочь как в борьбе с джихадистами, так и непосредственно с Иностранным легионом Франции.
И вот в решающий момент гибнет главный русский специалист по вопросам деколонизации Чёрного континента, основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин, а затем внезапно нам ломают критически важный инструмент, позволяющий перебрасывать силы.
Совпадение? Случайность?
Если и так, то весьма и весьма подозрительные.
Восстановим?
Можно ли восстановить понесённый ущерб? Безусловно, в отличие от недавно уничтоженного на аэродроме ракетоносца Т-22М3, «Илы» наша промышленность производить умеет и даже любит. Но вот всё дело в том, что на это требуется время.
В реалиях 2021 года один самолёт производился за шесть месяцев, однако Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) обещала сократить этот срок до одного-двух месяцев. При этом Ульяновский авиастроительный завод «Авиастар» имеет семь линий сборки, то есть одновременно может собирать до семи самолётов.
Тем не менее на восстановление утраченных крылатых гигантов уйдёт полтора-два месяца. И если верна гипотеза, что враги России целенаправленно режут наши возможности по влиянию на ситуацию в Африке, то получается, что у Франции появилась отсрочка до октября.
Госпрограмма вооружений предусматривала поставку всего 14 транспортников в модификации Ил-76МД-90А. Однако срок завершения контракта установлен на 2028 год. Это может означать, что сегодня ночью Россия потеряла все новые машины этого класса.
Правда, у нас есть ещё парк более старых машин этой модели — в частности, справочник World Air Forces 2023 сообщает, что наша военно-транспортная авиация обладает 119 единицами Ил-76 различных модификаций. Однако неизвестно, в каком они состоянии и могут ли выполнять перелёты между континентами.
Что с того
Ни для кого не секрет, что Украина используется Западом для подрыва России и нейтрализации влияния, которое мы можем оказывать на сферу их интересов. Нападение на псковский аэропорт и уничтожение военно-транспортных самолётов в очередной раз подтверждают эту концепцию.
Сама Украина не получила от этой операции никакой выгоды, а вот её хозяева – очень даже. Более того, есть очень серьёзные сомнения, что удар наносился с территории Незалежной. Ряд опрошенных Царьградом экспертов и высокопоставленных военных в отставке полагают, что дроны могли быть пущены или с территории Эстонии или Латвии, или с корабля. Соответствующее предположение поддержали и лидер Российского союза ветеранов Афганистана Франц Клинцевич, и генерал-лейтенант в отставке, член комитета Госдумы по обороне Виктор Соболев и эксперт по беспилотникам Дмитрий Афанасьев. При этом все наши собеседники отметили, что подготовка такого рода операции невозможна без привлечения разведывательных сил и средств, которыми располагают только ведущие страны Запада.
В целом можно резюмировать, что сегодня по России нанесён удар именно как одной из мировых держав, способных оперировать в любом регионе мира.
АЛЕКСАНДР БЕВИН