В погоне за «независимостью» от России. Казахстан сделал ещё один шаг

В погоне за "независимостью" от России. Казахстан сделал ещё один шаг

Никогда такого не было и вот опять. Спешу вам сообщить, что Казахстан больше не зависит от России в перевозке нефти, молекулы которой на всех парах мчатся напитать «свободную Европу». Поставки через Азербайджан уже налажены. А теперь и новая «победа» — танкеры для перевозки казахского «черного золота» бесстрашно бороздят просторы Каспийского и Черного морей, вызывая бессильную ярость у кусающего локти Кремля. Свободный мир с вами — говорит казахам Брюссель.

Именно такие новости с легкой руки Блумберга в очередной раз облетели наше информационное пространство. Вообще, то, что западная пресса любит выдавать желаемое за действительное и занимается бесконечной игрой в наперстки, вовсе не открытие. Более того, если понаблюдать, то можно заметить, что у них сформировался ряд леймотивов, которые они повторяют из раза в раз, дабы поддерживать у своего читателя постоянное ощущение либо «праведного гнева», либо «перемоги».

К числу самых популярных относится априорное суждение о том, что энергетический кризис начался в феврале 2022 года и виновата в этом только Россия. И всё потому, что коварный Кремль «использует энергию как оружие». Одним же из ответвлений данного тезиса является борьба стран постсоветского пространства с «энергетическим диктатом Москвы». Мол, держит она их в ежовых рукавицах и никак не дает развиваться. Однако они, как настоящие «дети свободы», не сдаются и всеми силами пытаются выбраться из цепких лап России.

Эта история разгоняется в отношении многих стран. Однако самым популярным, пожалуй, является Казахстан и его (или западных компаний, которые контролируют казахскую нефтянку?) многолетние попытки наладить поставки нефтяного экспорта в обход России. «Голубой мечтой» Запада в данном вопросе является списание в утиль Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Этой теме даже была посвящена одна из частей саги о Джеймсе Бонде «И целого мира мало».

Пару месяцев назад активно разгоняли новость, что Казахстан впервые отправил свою нефть по «новому маршруту» в обход России — через нефтепровод «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТД) и затем танкерами в Европу. Даже заявляли, что поставки в обход России в 2022 году выросли на 56%. О том, что речь идет о значениях в районе стат.погрешности, поясняли неохотно. Хотя, для понимания, в этом году по данному маршруту было отправлено 300 тыс. тонн нефти, а по КТК 40,5 млн тонн. Это, господа, даже менее 1% (а если точнее, то 0,74%).

А что же с танкерами. Итак, как написано выше, Блумберг радостно сообщил, что Казахстан обзавелся двумя собственными танкерами для перевозки «черного золота» и планирует закупить ещё парочку. Из чего был сделан «закономерный» вывод, что мы являемся свидетелями успешной диверсификации Астаной маршрутов нефтяного экспорта.

С одной стороны, не придерешься. Танкеры-то в наличие. Но давайте и тут смотреть на объёмы. Так, дедвейт (общий максимальный вес перевозимого груза) данных «посудин свободы» составляет 8 тыс. тонн каждый. По меркам отрасли, скажем прямо, суда небольшие. Даже если они будут гоняться туда-сюда как ошпаренные, можете сами сравнить это с цифрами выше и прийти к выводу, что в виде альтернативы за год это снова получится не более процента.

При этом отгрузки по системе трубопроводов и через терминалы КТК до сих пор составляют более 80% казахского экспорта, хотя и, действительно, снизились в 2022 году до 51,99 млн тонн (аж на целый 1%). И в этом месте можно сказать — неважны абсолютные показатели, важен тренд. Хорошо. Только проблема в том, что дополнительных объемов на горизонте как-то не замечено. Казахам самим вечно не хватает нефти.

На этом фоне, кстати, довольно нелепо звучат сегодняшние заявления Токаева о необходимости обеспечения экономической самодостаточности Казахстана, который должен быть «независимым от соседних стран в получении электроэнергии». О какой самодостаточности может идти речь, когда казахская нефтяная отрасль фактически оккупирована Западом. Помимо этого, начинается «распродажа» других активов — месторождений редко-земельных металлов:

222222222222222222

Плюс текущая годовая мощность КТК — 67 млн тонн нефти. Планы на перспективу — расширение до конца 2023 года до 72,5 млн тонн по территории Казахстана и до 83 млн тонн в год по территории России. А ведь поставки через Чёрное море нынче несут даже больший риск, чем сбои в работе КТК, на которые жалуется Астана.

Но главное даже не в этом. А в том, что всё это информационное сопровождение и рассказы о росте экспорта в Европу и непременно в обход России — отработка западной антироссийской повестки. В формировании которой наши дорогие «союзники» и «партнеры» активно принимают участие. В принципе, пусть себе отчитываются о росте жалких процентов в Европу. В их «досье» уже много чего накопилось. Нам же надо не возмущаться, а просто перестать постоянно спасать этих «независимых от соседних стран» великих геополитических игроков.