Украинские ВВС деградировали настолько, что их не спасут даже F-16
Владимир Зеленский неистово требует от натовских стран новых поставок истребителей. После F-16 Fighting Falcon он хочет получить Saab JAS 39 Gripen, Panavia Tornado и даже Eurofighter Typhoon. Министр обороны Алексей Резников (который и сам висит на волоске после коррупционных скандалов в армии) заявил, что Украине необходимо 120 истребителей.
Больше всего Киев наседает на Германию, хотя канцлер Олаф Шольц жестко пресек украинские поползновения: Panavia Tornado и Eurofighter Typhoon передавать не будем. Как и в случае с танками Leopard, Германия не желала первой принимать решение и делать этот шаг в одиночку.
Немецкий министр обороны Борис Писториус заявил, что истребители, используемые сейчас Люфтваффе, вообще не подходят для использования Киевом. Panavia Tornado и Eurofighter Typhoon нужны самим немцам: например, чтобы нести американские ядерные бомбы в рамках программы совместного использования ядерного оружия НАТО.
Писториус также «порекомендовал» Киеву довольствоваться истребителями типа МиГ-29, которые ранее передала Польша и Словакия. В чем нельзя не согласиться с немецким министром обороны, так это в том, что каждый переход ВСУ на новый тип самолетов только увеличивает украинские проблемы на фронте.
Украинцам придется сажать в кабины F-16 либо пенсионеров, либо наемников
Авиакатастрофа в Житомирской области продемонстрировала, что ВСУ растеряли фактически всех пилотов, пишут эксперты польского Центра восточноевропейских исследований (OSW).
Во время выполнения не тренировочного, а боевого задания столкнулись два учебно-боевых самолета L-39. Хотя первоначально ЦИПСО распространило версию, будто столкнулись МиГ-29.
40-я тактическая авиационная бригада, базирующаяся в аэропорту «Васильков» Киевской области, подтвердила: погибли трое опытных летчиков. Это заместитель командира бригады майор Сергей Проказин, майор Вячеслав Минка (летчик в отставке, вернувшийся на действительную службу в 2015 г.) и ас-истребитель Андрей Пильщиков по прозвищу «Джус». Пильщикова, налетавшего более 500 боевых часов с февраля 2022 года, ЦИПСО сделало одним из главных «героев» украинской авиации. Все пилоты были посмертно произведены в более высокие воинские звания.
40-я тактическая авиабригада благодаря ЦИПСО получила название «Призраки Киева»: летчики на МиГ-29 участвовали в воздушных боях в первые месяцы СВО. Так что катастрофа под Житомиром фактически завершила историю «Призраков», констатирует OSW (первый летчик, принадлежащий к киевской группе асов, майор Степан Тарабалка, был уничтожен в апреле).
OSW констатирует: катастрофа под Житомиром произошла из-за катастрофического уменьшения количества опытных пилотов. Страны Запада в настоящее время способны организовать переброску в Украину большего количества самолетов, чем ВСУ могли бы использовать.
От украинских пилотов требуется как минимум свободное владение профессиональным английским языком. Однако этому критерию на данный момент соответствуют лишь 8 пилотов (6 уже приступили к обучению, первая часть которого — глубокое изучение языка).
В украинской военной авиации остаются только пилоты с низкой квалификацией, пишут польские эксперты. OSW пишет, что к началу поставок F-16 в Украину, которая состоится в 2024 году (по словам министра Резникова, первое украинское подразделение с истребителями F-16 должно быть готово к боевым действиям следующей весной), придется привлекать военных пенсионеров.
Второй вариант — это западные летчики-наемники (в случае с техниками наземного обслуживания, очевидно, невозможно обойтись без западного персонала). Однако НАТО вряд ли решится на такие заведомо провокационные действия.
Зеленский досаждает даже Финляндии и Австралии
НАТО готово предоставить украинцам только то количество самолетов, для которых будут подготовлены пилоты. Так что влажные мечты Резникова и Зеленского о 120 истребителях (это 5 тактических истребительных эскадрилий по стандартам НАТО) кажутся абсолютно неосуществимыми.
Между тем Киев требует уже не только F-16, но и более сложные в управлении и обслуживании F-18 Hornet. Такой ультиматум поставил Владимир Зеленский премьер-министру Финляндии Петтери Орпо, который побывал с визитом в Киеве. Финляндия выводит F-18 из эксплуатации.
Досталось от Зеленского даже Австралии, которая тоже готовится списать (или продать частной компании) 41 истребитель F/A-18 Hornet. Большинство списанных самолетов можно было бы привести в летное состояние, в то время как остальные остается лишь разобрать на запчасти. Зеленский потребовал от Австралии списанные самолеты.
Однако австралийский министр обороны Ричард Марлз заявил в эфире национального радио ABC, что передача самолетов является «сложным вопросом». Необходима подготовка пилотов и техников для управления конкретной моделью воздушного судна. А у украинских ВВС уже не хватает летчиков, чтобы пилотировать привычные им Су-25 и МиГ-29, какие уж тут F-18. Еще пара авиакатастроф наподобие той, что произошла под Житомиром, — и, возможно, придется снимать с повестки дня даже вопрос о поставках F-16.