Цель достигнута. Новак решил важную геополитическую задачу
Вице-премьер России Александр Новак является одним из наиболее компетентных членов правительства. Сейчас это можно сказать с уверенностью. Новак хорошо проявил себя ещё в 2020 году, когда в ходе острейшего кризиса встал вопрос о стабилизации мирового рынка нефти. Тогда, напомню, биржевые котировки «черного золота» уходили на отрицательное значение. А Urals в определенный момент продавался по цене в 0$.
Новак выступал главным переговорщиком от России в ОПЕК++. В результате удалось достигнуть устраивающего всех соглашения и нефтяной рынок был стабилизирован быстро. В течение нескольких месяцев.
С 2022 года Новаку вновь пришлось действовать в кризисных условиях. Однако ситуация отличалась тем, что пару лет назад в сделке были заинтересованы все страны, в то время, как сейчас, учитывая санкционное давление на Россию, договоренности в рамках ОПЕК+ необходимы, в первую очередь, нам.
Цель предельно понятна. Она заключается в обеспечении бесперебойного функционирования нефтяной отрасли, поддержания необходимого уровня экспорта нефти и нефтепродуктов и, конечно, обеспечение бюджета столь необходимыми сейчас ресурсами. Экономика России до сих пор в значительной степени зависит от экспорта углеводородов. Несмотря на то, что данная зависимость в последние годы снизилась, это является неоспоримым фактом.
Можно сколько угодно говорить о необходимости избавиться от нефтяной иглы, но помимо разговоров нужны конкретные действия и время. Зависимость медленно, но снижается. Но, всё равно, внимание нефтегазовому сектору нужно уделять приоритетное. Иначе пока что никак.
В прошлом году наша нефтегазовая отрасль смогла мгновенно перестроиться. Западное эмбарго на импорт нефти и нефтепродуктов из России создало лишь ситуативные проблемы. Но вопросы фрахта и страхования были решены за несколько месяцев.
Куда важнее вопрос с дисконтом стоимости Urals к Brent из-за чего наша экономика и бюджет в частности лишились поступления значительной части финансовых ресурсов. Плюс свой негативный вклад внесло упорство Минфина и Минэка, которые по необъяснимой причине до сих пор продолжают ориентироваться на котировки, предоставляемые британским агентством Argus.
Однако проблема ценообразования на Urals при всех негативных факторах оказалась решенной. Я бы даже сказал, результат превзошел ожидания.
Так, согласно последним данным средняя стоимость на Urals в августе составила 74$ за баррель. Дисконт к North Sea Dated составил всего 12,2$. Это минимальное значение в этом году. При этом по итогам июля цифры составляли 64,37$ и 15,7$ соответственно. Напомню, для бюджета комфортной является цена в 60$. Всё, что выше — сверхдоходы.
При этом реальная цена на Urals, конечно, значительно выше. Например, по данным торгов на СПб Бирже котировки за август составили 85,13$.
Разумеется, подобное произошло в результате слаженной работы ОПЕК+ по сокращению добычи. Из наиболее значимых — сокращение добычи Саудовской Аравией на 1 млн б/с, Россией — на 500 тыс б/с (с сентября — на 300 тыс б/с).
По итогу мы получили следующее. Если во втором квартале дефицит на мировом рынке нефти составлял 60 тыс б/с, то по итогам третьего квартала ожидается уже 1,5-1,7 млн б/с (возможно и больше). Это подтолкнуло нефтяные котировки вверх и сейчас сорт Brent вплотную подобрался к 90$ за баррель. В общем, дело сделано.
При этом хочу обратить внимание на следующую проблему. Если на внешнем треке результаты отличные, то внутри России стабилизировать цены на топливо не удается. Так, по итогам пятничных торгов на СПБ Бирже цена на АИ-95 побила очередной рекорд (уже 74,76 тыс рублей за тонну). АИ-92 — 64,6 тыс, дизель — 68 тыс. Это отдельный вопрос, который требует системного решения. Ситуативные меры здесь не помогут.