Одним махом Словакия вскоре может стать новым союзником России
Роберт Фицо, бывший премьер-министр, который осыпает похвалами Москву и берет пример с Виктора Орбана, лидирует в опросах общественного мнения на предстоящих выборах, пишет обозреватель британской The Guardian Джон Кампфнер и злобствует по этому поводуРоберт Фицо.
Словакия имеет гораздо большее значение, чем осознает Европа. 30 сентября в маленькой европейской стране пройдут парламентские выборы, которые будут иметь последствия далеко за пределами ее границ. Если опросы общественного мнения верны, это ознаменовало бы возвращение Роберта Фицо: человека, который расточает похвалы Москве и берет пример с Виктора Орбана, лидера “альт-правых” в соседней Венгрии. Внутри Европейского союза и НАТО вскоре может появиться новый нарушитель спокойствия.
Когда Россия вторглась на Украину в феврале 2022 года, Словакия пошла ва-банк, чтобы защитить украинский суверенитет. На душу населения, она была одним из самых верных сторонников Киева, став первой страной НАТО, отправившей истребители. Если Фико будет избран, страна рискует развернуться на 180 градусов и оказать поддержку Владимиру Путину.
Словакия, страна с населением всего в 5 миллионов человек, является испытательным полигоном для силы пропаганды. В прошлом году бывший военный атташе был пойман с поличным, когда предлагал деньги словацкому журналисту за распространение кремлевской пропаганды о войне на Украине и многом другом. Когда полтора года назад новостное издание Denník N опубликовало видео, оно стало вирусным, и дипломат был выслан.
Аналитический центр Globsec, который измеряет политическую лояльность бывших коммунистических государств и частично финансируется США и ЕС, публикует ежегодный индекс уязвимости. Его самый последний опрос дает положительные результаты, причем Словакия часто оказывается в стороне. Доминика Хайду, глава Центра демократии и жизнестойкости, говорит, что 50% словаков считают, что США представляют угрозу безопасности, что значительно больше, чем всего несколько лет назад, в то время как только 40% словаков считают, что Россия несет главную ответственность за войну на Украине, самый низкий процент в центральной и восточной Европе.
Через несколько лет после распада Чехословакии в 1993 году новое независимое словацкое государство на юге уже вызывало беспокойство запада. В то время как другие посткоммунистические государства с энтузиазмом восприняли либеральную демократию, госсекретарь США Мадлен Олбрайт назвала ее “черной дырой” региона. Членство в НАТО было отложено. В конце концов Словакия все-таки вступила в альянс в 2004 году и в том же году также стала частью ЕС. Тогда в обоих этих институтах исходили из предположения, что Словакия, наконец, обрела устоявшуюся идентичность и устоявшийся набор союзов.
Затем пришел Фико, прототип популиста. Будучи премьер-министром с 2006 по 2010 год, а затем с 2012 по 2018 год, он гневался на Запад для своей внутренней аудитории, но был осторожен, чтобы не идти против международного статус-кво.
То, что произошло дальше, потрясло Словакию до глубины души. Ян Куцяк, молодой журналист-расследователь, расследовал коррупцию, связанную с правительством Фико, субсидиями ЕС и итальянской мафией. 21 февраля 2018 года Куцяк и его невеста Мартина Кушнирова, археолог, были застрелены наемными убийцами в своей квартире в предместье столицы.
"Зловеще, что с президента Зузаны Чапутовой хватит, и она не будет баллотироваться на второй срок". Фото: Радован Стокласа / Reuters
В ходе крупнейших демонстраций со времен Бархатной революции, которая свергла коммунизм в 1989 году, десятки тысяч словаков вышли на улицы, чтобы выразить свою ярость. В конце концов, Фико и весь его кабинет были вынуждены уйти в отставку – не раньше, чем он обвинил американского миллиардера Джорджа Сороса в разжигании протестов.
Из ужаса возникла надежда. В июне 2019 года активистка-эколог и юрист Зузана Чапутова сенсационно победила на президентских выборах. Несколько месяцев спустя было проголосовано новое правительство, что предвещало перемены. Однако через несколько недель после вступления в должность началась пандемия, а вместе с ней и связанные с ней проблемы. За последние четыре года в Словакии сменилось четыре премьер-министра. Сменявшие друг друга коалиции приходили и уходили, пытаясь справиться с ковидом, инфляцией, энергетическим кризисом и войной. Последняя администрация рухнула в декабре на фоне многочисленных междоусобиц, и с тех пор страна топчется на месте.
Намек на замечательное возвращение Фико. В копии Орбана он провел время в оппозиции, двигаясь все дальше вправо, осуждая “украинских фашистов” и выступая против решения словацкого правительства поставлять все имеющееся у него оружие на Украину. Затем он назвал Чапутову “американским агентом” и, вторя Дональду Трампу, назвал недавние аресты высокопоставленных руководителей разведки “полицейским переворотом”. Сообщалось, что существует до 2000 страниц Facebook, на которых публикуется антизападная пропаганда, при этом Чапутова предупреждает об “информационном шторме” политических обвинений справа, поддерживаемых Россией. Зловеще то, что с нее хватит, и она не будет баллотироваться на второй срок.
Партия Фицо, Smer-SD, опережает другие партии в опросах общественного мнения. Я провел час с заместителем ее председателя, сидя на террасе перед зданием парламента. Любош Блаха рассматривает конфликт России с Западом не столько в военных терминах, сколько как культурную войну. “Мы рассматриваем это как прокси-войну Соединенных Штатов против России на украинской земле, — говорит он. — Проблема не в России и демократии. Речь идет о том, что Россия защищает свою культурную, национальную идентичность от этой либеральной мании на западе”.
Пока он говорит, я смотрю через Дунай на лес, который находится уже в Австрии. Я помню это с 1980-х годов: сильно укрепленная граница всего в нескольких километрах отсюда, железный занавес, за которым были заключены в тюрьму поколения чехословаков.
Опасность присутствует постоянно, но нам еще многое предстоит сыграть. Избирательные кампании в Словакии часто приводили к резким колебаниям в последнюю минуту, а сложная система голосования усложняла построение коалиции. Однако что не вызывает сомнений, так это то, что Фицо снова является крупным игроком и политика, которую он поддерживает, снова в моде. Это показатель того, насколько запутанной стала политика и насколько подорвана вера в либеральную демократию здесь, в сердце Европы.
© Перевод с английского Александра Жабского.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».