«Кинжал» прилетел откуда не ждали: Новое применение гиперзвуковой ракеты стало шоком для Украины

"Кинжал" прилетел откуда не ждали: Новое применение гиперзвуковой ракеты стало шоком для Украины
В нашем обществе сложилось безусловно положительное отношение к гиперзвуковому комплексу, который однажды сломал лицо американскому «Пэтриоту». Однако внедрение этой системы существенно ослабляло ВКС России перед лицом авиации НАТО. И вот, похоже, решение проблемы найдено.

На днях Воздушно-космические силы России впервые применили гиперзвуковую ракету «Кинжал» с борта истребителя-бомбардировщика Су-34. Сообщается, что наше командование не стало размениваться на учебный пуск и сразу применило дорогую ракету по настоящей цели в зоне СВО.

Источник в военном ведомстве отметил, что экипаж «селезня» (так в авиации прозвали 34-й за огромную хвостовую балку, в которой прячется РЛС заднего обзора) представили к госнаградам. Надеемся, что не только за пуск ракеты, но и за её точное попадание. Как надо попадать, недавно показали ракетчики, поразившие двумя ракетами «Искандера» неприметный бетонный ангар в 50 километрах от Донецка, после чего поплохело целому сектору украинского фронта.

Но почему применение гиперзвуковой ракеты с Су-34 вообще стоит внимания и в чём тут плохие новости для Украины?

Как «Искандер» с МиГом подружились

Работы над системой, известной нам как гиперзвуковой ракетный комплекс «Кинжал», были начаты в конце 1990-х годов. Суть идеи состояла в том, чтобы посадить уже имевшуюся ракету 9М723 оперативно-тактического комплекса «Искандер» на самый быстрый из имевшихся в доступе самолётов. Выбор пал на истребитель-перехватчик МиГ-31БМ – самый быстрый и высотный самолёт нашей авиации.

Тридцать первый способен разгоняться до 3100 км/ч (то есть до 2,8 скорости звука), при этом с разгона может заскочить на высоту до 30 км. И то и другое крайне положительно сказывается на возможностях установленных на нём ракет. Дело в том, что за счёт эффекта сложения скоростей самолёта и запускаемого с него изделия ракета в момент воздушного старта уже имеет большую кинетическую энергию и приличную высоту, что экономит значительный объём ракетного топлива. Эту экономию можно пустить или на увеличение дальности полёта, или на увеличение скорости изделия. Создатели «Кинжала» пошли по второму пути, получив неотразимый инструмент для уничтожения высокозащищённых целей.

Кроме того, МиГ-31 имел достаточную грузоподъёмность (до 9000 кг), что позволяло ему нести ракету весом в четыре тонны. Стоит отметить, что из-за впечатляющих характеристик и относительной многочисленности в те годы МиГ-31 был любимым подопытным кроликом нашей оборонки. Во что его только не переделывали: и в носителя противоспутниковых ракет, и в самолёт – носитель ракет, предназначенных для выведения спутников на низкие орбиты. Был проект по его трансформации в многоцелевой фронтовой истребитель, способный наносить удары по наземным целям, то есть в машину совершенно другого класса.

Именно на стыке этих двух военно-технических трендов – адаптации ракеты 9М723 к воздушному пуску и бесконечных экспериментов с МиГом-31 – и родился «Кинжал» в том виде, в котором мы его теперь знаем.

«Адский утёнок» выходит на сцену

Но это не значит, что другие наши самолёты не способны применять гиперзвуковую ракету этого комплекса. В качестве носителей могут выступать дальний ракетоносец Ту-22М3 и Ту-160. При этом если МиГ-31 может нести только одну ракету за раз, то Ту-22М3 способен взять до четырёх, а Ту-160 – восемь (по четыре в каждой из двух пусковых установок).

Однако тут техническая возможность перебивалась сразу несколькими жизненными обстоятельствами. Ту-22М3 было меньше, чем МиГов-31, а Ту-160 – и вовсе штучные изделия, перед которыми к тому же стоят задачи стратегического сдерживания противника. С другой стороны, пока ракет «Кинжала» было мало, выгоднее было добиваться максимальных показателей неотразимости каждого отдельного пуска, чем готовить почву под массированные удары.

Ситуация принципиально изменилась в последние годы. С конца нулевых наша промышленность освоила серийное производство Су-34 – самолёта, изначально создававшегося для нанесения ударов по земле и воде . Тридцать четвёртый существенно уступает МиГу-31 в скорости и высотности, зато его грузоподъёмность достигает 12 тонн, а габарит позволяет вешать гиперзвуковую ракету.

МиГ-31 – практически одноклассник Су-34 по массогабаритным характеристикам. Только предназначение у них разное. МиГ-31 – это высотный скоростной перехватчик, а Су-34 – многоцелевой истребитель-бомбардировщик, работающий, в том числе по наземным целям,

– пояснил заслуженный военный лётчик России генерал-майор в отставке Владимир Попов.

Да, при пусках с борта «селезня» ракета 9-С-7760 (в девичестве – 9М723 от комплекса «Искандер»), может, и не разовьёт такой скорости, как при использовании МиГа-31, но для большинства целей это вообще не принципиально: прилетит в них боеголовка на скорости в 8 или 10 махов – результат будет один и тот же.

Неочевидные нюансы

А вот для боеспособности ВКС замена одного самолёта-носителя на другой может иметь далекоидущие последствия. Дело в том, что для получения возможности применять «Кинжал» МиГи-31 проходят модернизацию, на выходе из которой получается модель МиГ-31К. В ходе этой модернизации с самолёта снимают радар, меняют систему управления оружием и основательно переделывают кабину. Изменения происходят столь основательные, что приходится переучивать пилотов. В результате самолёт больше не может выполнять функции истребителя-перехватчика, превращаясь в узкоспециализированный носитель одной-единственной ракеты.

И тут проявляется неочевидный минус широкого внедрения «Кинжалов». Чем больше у нас в строю таких комплексов, тем меньше у наших ВКС мощных перехватчиков, и тем слабее наша авиация ПВО.

Между тем если мы говорим о том, что СВО – это прокси-война, которую Запад ведёт против Росси руками украинского режима, то надо понимать, что именно средства обнуления натовской авиации должны быть для нас самым ценным резервом.

Ситуация выглядит ещё более неприглядно, если учесть, что МиГи-31 больше не производятся. Иными словами, наша страна в погоне за ударной мощью сама себя лишает важного компонента обороны воздушного пространства.

Что в итоге?

В итоге получается, что сейчас ВКС пытаются прийти к более рациональному распределению ролей. Серийно производящиеся и изначально приспособленные для ударов по земле, Су-34 возьмут на себя роль носителей ракет, а МиГ-31 более не будут переделывать в модель «К», благодаря чему в случае прямого конфликта с НАТО большее число этих самолётов смогут сказать своё слово в воздушных боях.

Не исключено, что к Су-34 в качестве носителей «Кинжалов» присоединятся и некоторые Ту-22М3. Такая возможность обсуждалась ещё в 2018 году, однако в дальнейшем вопрос не получил освещения в открытых источниках.

Логичным и вероятным выглядит предположение, что интерес к расширению числа носителей гиперзвуковых ракет связан с тем, что наша промышленность расширила их производство, и теперь встал вопрос об их более интенсивном применении.

Также весьма вероятно, что «Кинжалы» будут применяться параллельно с нескольких платформ: рутинные удары по штабам и складам поручат Су-34, а на ликвидацию более опасных целей, таких как американские зенитные комплексы Patriot, будут вылетать МиГи-31.

Именно этот набор вариантов является плохой новостью для Украины. Высокоточных и неотразимых ударов в любом случае будет становиться всё больше, а способность русских ВКС противостоять авиации НАТО не снизится.
Источник