Александр Македонский побоялся идти на Северный Кавказ, знакомство с скифами.
В смелости Александра Македонского мало кто сомневается, однако на Кавказ этот военачальник идти с завоеваниями не осмелился. В чём же причины того, что смелый завоеватель остановился перед поставленной целью? Тут целая совокупность факторов.
Знакомство Александра Македонского с скифами начинается с отождествления последних с народами Гога и Магога. Эволюция этой легенды, которая берет свое начало в Книге Бытия, чрезвычайно любопытна. В Книге Бытия, Магог упоминается как один из сыновей Иафета, его имя встречается между именами Корнера и Мадая.
Александр Македонский потерял тысячи солдат на Северном Кавказе, но не добился целиАлександр Македонский потерял тысячи солдат на Северном Кавказе, но не добился цели
Поскольку Мадай явно подразумевается как эпоним мидийцев, а Корнер располагался в Каппадокии и Фригии, можно предположить, что Магог на этой стадии соответствовал промежуточной территории, т. е. регион непосредственно к югу от Кавказа в Восточной и Северной Армении. Но этол было объединяющим понятием гораздо больших земель, это бесспорно.
В Книге пророка Иезекииля мы впервые слышим о Гоге “из земли Магога“, который придет со своего места из самых отдаленных частей Севера, он и многие народы с ним, "все они верхом на лошадях, большой отряд и могучее войско".
Ассирийские славянские племена присоединились к Александру МакедонскомуАссирийские славянские племена присоединились к Александру Македонскому
Видно, что “Земля Магога" не может быть расположена южнее Кавказа, и действительно пророчество Иезекииля о нашествии Гога, было истолковано как отголосок нашествия киммерийцев, пришедших на юг из степей через Дарьяльское ущелье в конце VIII века до н.э.; или, что более вероятно, о нашествии скифов, которое произошло в следующем столетии через Дарбанд (Дербент, Дагестан, Россия).
В образование скифов входило 30 народов и 7 языковых группВ образование скифов входило 30 народов и 7 языковых групп
Наконец, в Откровении нам сказано, что ”когда истечет тысяча лет, сатана будет освобожден из своей темницы и выйдет, чтобы обмануть народы, которые находятся в четырех концах земли, Гога и Магога, чтобы собрать их вместе на войну; число которых подобно песку морскому".
Легенда о том, что эти народы были окружены стеной из меди и железа, из которой они вырвутся в конце света, восходит к двум описаниям у Иосифа Флавия, в одном из которых он отождествляет скифов с Гогом и Магогом, а в другом говорит о проходе, очевидно, на Кавказе, который Александр закрыл железными воротами.
Лучшие солдаты Александра не могли подступиться к Северному КавказуЛучшие солдаты Александра не могли подступиться к Северному Кавказу
Причины, по которым он побоялся идти на Северный Кавказ — могут быть следующими:
- Македонский не имел карты
- Армия Александра была малочисленна
- Александр мог не удержать захваченные земли
- Силы Северного Кавказа находились в чрезвычайной боеготовности.
- Александр бесследно потерял несколько тысяч солдат, посланных авангардом
- Проблемы с снабжением армии в условиях горной местности
- Тяжкие военные поражения, потеря нескольких тысяч солдат
В самой легенде было две основные версии: у Мефодия, от которого она перешла в западные версии Александрийского Романа, и в христианской легенде об Александре, которая была включена в утраченную арабскую версию и которая сохранилась в своих производных, с особой точностью в Эфиопской версии. К Мефодию мы еще вернемся.
Женщины скифов бились наравне с мужчинами, что породило мифы об амазонкахЖенщины скифов бились наравне с мужчинами, что породило мифы об амазонках
В христианской легенде об Александре, апокалиптическом произведении, составленном неизвестным автором или авторами в северной Месопотамии. В 629 и 636 годах, повествование о переселении народов Гога и Магога (отождествляемых с гуннами) идет – несколько сокращенно – следующим образом.
После своего путешествия в Страну Восходящего Солнца (Анон) Александр отправляется на север через Армению на Южный Кавказ. Он спрашивает туземцев: "кто эти народы внутри этих гор, на которые мы смотрим? Они отвечают, что они скифы и что их цари — “Гог, Магог и навал, цари сыновей Иафета…”.
У скифов были тяжёлые доспехи, что давало им преимуществаУ скифов были тяжёлые доспехи, что давало им преимущества
И услышав их описание, этих диких и жестоких народов и их отвратительных обычаев, он приказывает построить большие ворота из меди и железа, чтобы закрыть брешь в стене гор и заключить в них народы Гога и Магога. На воротах он делает надпись, в которой предсказывает будущие набеги гуннов, одно из которых должно было произойти “по прошествии восьмисот двадцати шести лет”.
При условии, что скифы Кавказа и среднерусской равнины, как и аланы — составляли из себя мощное союзное объединение, говорили на семи языках и включали в себя 30 народностей, видимо это и стало основой такого выражение Гога и Магога — у не знавших такой степени организации европейцев и арабов.
Скифский воинСкифский воин
Можно предположить, что причиной боязни Александра Македонского двигаться вглубь Северного Кавказа — стало истребление в боях нескольких тысяч его войска, бесследно пропавшего в Кавказских горах, что и стало, по видимому, причиной опаски бесстрашного завоевателя, который не останавливался перед трудностями.
Возможно Вам покажется интересными следующие статьи:
- Терек в 1262 году. Последствия ликвидации багдадской и монгольской армии — скифами, сарматами, и русичами.
- Ликвидация 20-ти тысячной персидской группировки под Рящем, генералом Матюшкиным в 1725 году.
- Месть Петра I за разорение русских станиц на Тереке в 1707 году. Первая Кордонная Кавказская Линия.
- Ликвидация двухтысячного персидского отряда в 1813 году, вторгшегося в русское Закавказье.
- Предательство Иберийского царя в 1594 году, не пришедшего на помощь воеводе Хворостину.
- Ликвидация 5-ти тысячной группировки турецких рабовладельцев Шаха-Мансура войсками генерала Булгакова в 1787 году.
Уважаемые друзья, ставьте лайки, делитесь комментариями. Общение с умными людьми всегда на пользу.