Опять наворотили. Топливный кризис набирает обороты
В конце лета — начале осени цены на все виды топлива стали расти. 4 сентября в оптовом сегменте был установлен очередной рекорд. Так, цена на АИ-92 составила 64,8 тысяч рублей за тонну, на дизель — 68,3 тысячи.
В принципе, подобное было ожидаемо, ничего удивительного не произошло. Ещё в начале июня я предполагал подобный сценарий развития событий:
Но к чему приведет серьезная корректировка демпфера? Вариантов несколько — рост цен на АЗС, дефицит топлива и/или снижение его качества. Выбирайте понравившийся, что называется
Пока что реализуется первый вариант и на подходе второй.
Вообще удивительно как Россия, страна с одним из наибольших объемов добычи нефти в мире, постоянно сталкивается с мини-кризисами (а иногда и не «мини») на топливном рынке. Казалось, можно один раз выработать системный механизм и решить проблему раз и навсегда. Но, нет. Министерство финансов, которое своими постоянными изменениями налогового регулирования рынка запутало всех, даже не пытается по-настоящему разобраться в вопросе, занимаясь только латанием заплаток. Поэтому мы и дальше будем видеть нестабильность и скачкообразный рост цен на топливо.
Нынешний рост стоимости топлива является прямым следствием т.н. налогового маневра в нефтяной отрасли, который был разработан в 2018 году. Согласно плану, экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты должна постепенно обнуляться и полностью исчезнуть в 2024 году. Вместо этого заместитель Силуанова Алексей Сазанов (автор налогового манёвра) предложил повышать НДПИ.
Чем тогда думали в Минфине — непонятно. Изначально было ясно, что обнуление экспортных пошлин с повышением НДПИ вызовет значительный рост цен на внутреннем рынке, что нанесет удар по всей экономике. Это очевидный момент, который ясен студенту первого курса. Но Сазанов, видимо, в своей студенческой молодости пары прогуливал.
Проблемы, что логично, возникли сразу. Уже в 2019 году цены на топливо резко поползли вверх, в связи с чем правительству пришлось в экстренном порядке применять соответствующие меры. Был введен демпфер, суть которого заключается в следующем. В случае превышения экспортной цены на нефтепродукты над внутренней, правительство компенсирует из бюджета эту разницу. В обратном случае компенсируют нефтяники. Но, понятно, что второй вариант возможен только в экстраординарных ситуациях, которые наблюдались лишь раз — в 2020 году.
В результате введения демпфера налоговый маневр полностью лишился своего смысла. Если Сазанов предполагал в результате этой реформы обеспечить бОльшие поступления нефтегазовых доходов, то затея не удалась. Отчисления по демпферу полностью «съели» всю выгоду для бюджета.
Посмотрим на цифры. В 2018 году, до начала налогового манёвра, нефтегазовые доходы бюджета составили 9,017 трлн рублей. В 2021 году, когда налоговый манёвр шел полным ходом, а демпфер уже существовал, доходы составили практически столько же — 9,056 трлн. Цена на Urals была сопоставимой — 70$ и 69$ соответственно. Однако в 2021 году курс рубля был слабее на 17,3% (73,66 р за доллар против 62,78 р в 2021). Казалось, это должно было значительно увеличить объем нефтегазовых доходов. Но, нет, отчисления по демпферу не позволили казне получить бОльший объем финансовых ресурсов.
В общем, затея Сазанова не только не обеспечила увеличение нефтегазовых доходов бюджета, но и привела к недополучению их значительного объема. За такой провал в важнейшем секторе экономики необходимо, конечно, увольнять. Однако Сазанов продолжает занимать должность заместителя Силуанова, а налоговый маневр продолжает реализовываться.
В 2023 году Антон Силуанов наконец-то понял, что в результате всех «донастроек» мимо бюджета проходит значительный объем финансовых ресурсов. Это, действительно, так. За прошлый год по всевозможным демпферам из казны было выплачено более 3 трлн рублей, за первые шесть месяцев этого года — ещё практически 1 трлн.
И Минфин не нашел ничего лучше кроме того, как с сентябре сократить выплаты по демпферу в два раза. Силуанов несколько месяцев назад заявил следующее:
Разницу при высоких ценах на западе — мы компенсировали при низких ценах на западе — нефтяники доплачивали. Сейчас западных рынков нет. Стоимость нефтепродуктов на западных рынках считалась от Urals, сейчас с Urals тоже не понятно, какой там дисконт, как правильно считать. Поэтому в настоящее время демпфер, по сути дела, идет в маржу нефтепереработчиков. Маржа переработчиков сегодня 8 тыс. рублей на тонну, раньше была меньше 2 тыс. за тонну. Если посмотреть, откуда она берется — за счет демпфера. Получается, маржу нефтепереработчикам из бюджета платим
Рассуждение верные, но только в том случае, если бы Силуанов был финансово-экономическим аналитиком, а он является Министром финансов. То есть, Минфин сам через налоговый маневр создал ту ситуацию, которую мы имеем сейчас. Хотя решение простое — отмените налоговый маневр, возвратите экспортную пошлину, которая будет защищать внутренний рынок.
Однако с сентября, как написано выше, Минфин сократил отчисления по демпферу, что ожидаемо привело к новым ценовым рекордам на топливном рынке.
Видя вновь начавшийся бардак, Минэнерго начало обсуждение возврата выплат по демпферу в полном объеме. Но тогда вновь пострадают доходы бюджета. В ведомстве Силуанова не собираются принимать предложение Минэнерго. В общем, опять началось перетягивание каната.
Выход один — возврат правил налогового регулирования нефтяной отрасли, действовавших до 2019 года. Старая система была понятной для всех участников рынка, который был защищен экспортной пошлиной. А бюджет получал необходимый объем финансовых ресурсов. Но Минфин 5 лет назад зачем-то решил сломать то, что хорошо работает. Результат получился отрицательным, но полностью ожидаемым.