Эрдоган на распутье. Шантаж России не прошёл
Президент Турции Реджеп Эрдоган прилетел в Сочи, где проводит встречу с Владимиром Путиным. Вопросов двусторонней повестки накопилось достаточно. По одним необходимо уладить чисто рабочие моменты, по другим позиции сторон диаметрально противоположны. Придется договариваться.
Как часто это бывает, перед встречей с Путиным Эрдоган занялся любимым делом — нащупыванием болевых точек России. Так, на днях обострилась ситуация в Сирии. Протурецкие формирования подняли восстание на подконтрольных курдам территориях. Однако рыпнулись и на сирийскую армию, после чего получили от наших ВКС, расквартированных в Хмеймиме.
Россия также на днях выдвинула свои «аргументы». Был нанесен удар по причерноморскому порту Рени, из которого вывозится зерно через Дунай.
В общем, обе стороны имеют инструменты воздействия друг на друга. Их достаточно и у Турции (чего только стоят черноморские проливы), и у России (в первую очередь — нефтегаз, прекращение поставок которого снесет турецкую экономику).
В этом контексте необходимо понимать, что после выборов Эрдоган старается смягчить отношения с Западом. Так, он сдал финансовый блок Международному валютному фонду.
За реальный сектор экономики Эрдоган пока держится и рассчитывает, что сможет создать необходимую опору. С одной стороны, развивать экономику без России Анкара не в состоянии, зависимость если не стратегическая, то довольно значимая. С другой стороны, англосаксы имеют большое количество рычагов воздействия на Турцию. Руководство страны буквально пронизано агентурой глобалистов, с которой Эрдоган, вопреки предвыборным ожиданиям, пока что не расправляется.
Не моё дело обвинять Эрдогана в медлительности и нерешительности, вопрос довольно серьёзный. Однако следует зафиксировать: попытка усидеть на двух стульях продолжается. Впрочем, в отличие от некоторых представителей постсоветского пространства, Турция с 1952 года является членом НАТО, а политические и бизнес элиты этой страны, без преувеличения, веками были ориентированы на Лондон. Поэтому Эрдоган живет с тем, что есть.
Теперь перейдем к вопросам, которые обсуждаются на сочинской встрече. В первую очередь, это т.н. «зерновая сделка». Разумеется, никакого возвращения к ней в прежнем виде речи быть не может. Тем не менее, прорабатывается альтернативный вариант с участием трех стран: России, Турции и Катара.
Так, Россия отгружает Турции 1 млн тонн зерна по некой «льготной» цене. В Турции оно перерабатывается (видимо — в муку) и направляется в беднейшие страны. Финансовую составляющую обеспечивает Катар.
Пока что мы имеем слишком мало информации, чтобы сделать однозначный вывод, насколько данный вариант нам выгоден. Можно привести как аргументы «за», так и «против». Но это было бы преждевременно.
Что касается двустороннего торгово-экономического сотрудничества России и Турции, то оно развивается успешно для обеих сторон. Товарооборот за прошлый год вырос на 86% и составил 62 млрд долларов. В планах увеличить цифру до 100 млрд долларов.
Причем торговля в значительной степени идёт в национальных валютах (преимущественно — в рублях). Точные цифры здесь не раскрываются, но, очевидно, что речь идёт минимум о 2/3. За покупку газа и нефти/нефтепродуктов Турция перечисляет нам преимущественно рубли.
Неплохо обстоят дела и в энергетическом секторе. Пройден экватор строительства «Росатомом» АЭС «Аккую». Стороны близки к соглашению по началу строительства второй российской АЭС в Турции — в городе Синоп. Прорабатывается запуск газового хаба во Фракийском регионе.
Если смотреть со стороны Анкары, то у Эрдогана нет другого выбора кроме того, как интенсивно развивать экономическое сотрудничество с Россией и, параллельно, с БРИКС. Только эти шаги позволят обрести Турции реальный экономический суверенитет. Но, видимо, Эрдоган считает, что выходить из глобалистской системы мироустройства ещё рано. А это означает, что т.н. «недружественных шагов» от Турции можно ожидать в любой момент.