«Финансовая дыра огромная». В России назревает новый коррупционный скандал?

"Финансовая дыра огромная". В России назревает новый коррупционный скандал?

Глава ВТБ Андрей Костин в сегодняшнем интервью РБК рассказал о первых впечатлениях работы с «Объединенной судостроительной корпорацией» (ОСК). Напомню, в августе было принято решение о передаче государственного пакета ОСК в доверительное управление госбанку ВТБ.

Отмечу, что речь не идет о смене собственника. Им по-прежнему остаётся государство. Банк ВТБ будет осуществлять оперативное управление ОСК. И, фактически, всей судостроительной отраслью, ведь ОСК контролирует порядка 80% мощностей в секторе.

Итак, разберем основные тезисы Костина

Глава ВТБ дал текущему состоянию ОСК следующую характеристику:

Это, наверное, одна из наименее эффективных компаний, которыми владеет государство. Проблем достаточно: и корпоративное управление, и огромная финансовая дыра, и глубокое технологическое отставание. Особенно в зоне гражданского судостроения

Практически все контракты убыточные. И отрасль все время на подсосе государства. Мы хотим это убрать. Нам дали полгода на проведение анализа финансовой деятельности. Почему полгода и почему тот аудит, который был сделан раньше, правительство и нас не очень устраивает? Потому что мы поняли, что у ОСК отсутствует единая реальная финансовая отчетность, что она не является достоверной, то есть надо брать каждое предприятие и каждое судно в производстве и смотреть на эффективность этой деятельности

Действительно, с финансами у ОСК имеются огромные проблемы. Эффективность управления компанией предыдущим руководством мне оценить сложно. Однако финансовые проблемы связаны, в том числе, и со спецификой отрасли судостроения.

Если сравнивать судостроение с авиапромом, который в настоящий момент переживает второе рождение, но в самолетостроении определенные компетенции у нас были сохранены. Плюс мировой авиапром развивается не такими бурными темпами, как отрасль гражданского судостроения. Соответственно, можно было частично выехать на багаже Советского Союза, что и произошло. Со строительством судов ситуация совершенно обратная. Компетенции и навыки, доставшиеся в наследство от СССР, безнадежно устарели. Что выражается как в характеристиках самих судов, так и в скорости их строительства.

Помимо этого сохраняется практически полная зависимость от импорта по электронике и приборам. Правда, данную проблему сейчас пытаются решить ударными темпами, но результат пока не очевиден. Нужно ждать.

Всё это делает строительство отечественных судов чрезвычайно дорогим и с коммерческой точки зрения убыточным делом. Особенностью судостроения является необходимость обеспечения серийного производства. Каждое новое спущенное на воду судно серии имеет меньшую себестоимость и реальный заработок начинается в среднем с 10-ой, а иногда — и с 15-ой машины.

Собственно, финансовые проблемы ОСК не удивительны. Другое дело, что если аудит, который проводит Банк ВТБ, выявит ещё и коррупционную составляющую, то, естественно, необходимо предпринимать меры.

Следующее заявление Костина:

Я считаю, что за 5-7 лет в эту отрасль нужно вложить от 0,5 до 1 трлн руб. Я уверен, что мы создадим эффективную систему, которая будет пользоваться поддержкой государства только на первом этапе. Далее — при правильной работе — нужно выровнять ценовую политику и работать только на рыночных условиях. Еще одна из больных тем для ОСК — это сроки строительства. Технологии очень старые, придется перевооружать отрасль и строить по-другому. Вот «Роснефть» построила «Звезду» уже по новым технологиям — это пример правильного технологического решения.

Для меня KPI — это создать конкурентоспособную, современную судостроительную отрасль, как военную, так и гражданскую. Большая задача. Я не думаю, что мы сразу сможем конкурировать на мировом рынке гражданского судостроения, потому что, допустим, китайцы, по моим данным, 30% стоимости любого судна компенсируют за счет правительственных средств, и ценник там другой. Но у нас есть все возможности, есть внутренний спрос, просто ОСК с ним пока не справляется.

В общем, всё логично. Для ускоренного развития отрасли требуются немалые инвестиции и поддержка со стороны государства. Собственно, именно для обеспечения инвестиционной составляющей правительство и решило передать ОСК в доверительное управление ВТБ. Финансовое положение банка позволяет закрыть все финансовые потребность предприятия. Только в этом году предполагается рекордная прибыль в размере более 400 млрд рублей. На ОСК денег точно хватит.

Другое дело, что правительство также не должно оставаться в стороне. Правильно Костин привел пример Китая, где понимают всю важность судостроения даже сугубо с экономической точки зрения, не говоря уже о вопросе обеспечения суверенитета. Судостроение, как и любое другое транспортное машиностроение, является одной из наиболее высокотехнологичных секторов экономики. И, соответственно, генерирует существенный мультипликативный эффект.

Объем даже внутреннего российского рынка позволяет создать эффективно работающую отрасль, которая находится на самообеспечении. Не знаю, справится ли банк ВТБ с задачей или нет. Но как минимум его участие закрывает финансовый вопрос для ОСК. Иначе передавать компанию в доверительное управление госбанку не было бы никакого смысла.