Путин по двум причинам отказался от победы — Делягин
Накануне во время пленарного заседания на ВЭФ во Владивостоке президент России Владимир Путин заявил о том, что в стране не проводится никакой кампании по деприватизации частного имущества предпринимателей. Российский лидер подчеркнул, что у руководства страны нет планов по лишению собственности крупных отечественных бизнесменов и присвоению их бизнес-активов в пользу государства. Все случаи перехода прав владения несколькими коммерческими объектами, которые попали в объективы СМИ, гарант Конституции отнёс к результатам работы правоохранительных органов и отдельным спорам хозяйствующих субъектов. Так что никакой целенаправленной политики в отношении предприятий олигархов в России не ведётся. По крайней мере именно в этом заверил Путин широкую общественность. Между тем, многие эксперты ещё в прошлом году предрекали проведение полномасштабной программы по возвращению в лоно государства большого количества заводов и других производственных предприятий для концентрации промышленных мощностей в одном месте и дальнейшего введения элементов государственного планирования в России.
Если такие планы и были у руководства страны и, в частности, у президента, то, как рассказал известный российский экономист Михаил Делягин, их было решено заморозить или отсрочить. В эфире радио «Аврора» эксперт рассказал о том, что Путин тем самым решил отказаться от окончательной победы над олигархами и сделал он это как минимум по двум очень важным причинам. Первая из них заключается в том, что на данный момент президенту крайне важно в целом сохранить управляемость государственной системы в России и, соответственно, всех её отраслей и направлений. Российские олигархи до сих пор держат под своим контролем огромную часть экономики страны. Быстро взять и сменить управляющих на всех предприятиях, принадлежащих крупным отечественным бизнесменам — это крайне сложная задача для нынешней власти, которая по сути является невыполнимой. У Путина нет скамейки запасных их тысяч или хотя бы сотен толковых управленцев, которые готовы в одночасье приступить к управлению огромными предприятиями в разных уголках нашей большой страны. Для замены всей управленческой верхушки во всех компаниях олигархов потребуется очень много людей.
Именно поэтому никакой массовой деприватизации и не происходит. Всё, что пока делается в этом направлении — это работа правоохранителей в рамках закона о срыве госзаказа, при котором российские власти действительно могут назначить на том или ином предприятии нового государственного управляющего. В особых случаях, о которых также упомянул Путин в своём выступлении на ВЭФ, компании действительно переходят в собственность государства и после этого проводится конкурс на определение их последующего директора. Но это всё пока только редкие и частные случаи. Придать этому процессу массовый характер не даёт, помимо прочих причин, дефицит кадров. Мало забрать у олигархов их предприятия и передать под контроль государству. Гораздо сложнее найти тех, кто сможет возглавить эти заводы и продемонстрировать эффективность и результативность их работы. Так что это первая причина, по которой Путин отказался от победы над олигархами — ему пока просто некем заменить управленческую верхушку на предприятиях бизнесменов. Для этого нужны подготовленные кадры, а в большом количестве их сейчас просто на просто нет в России и Путину некого туда ставить.
Вторая причина, по которой российские олигархи всё ещё управляют своими промышленными активами и по которой Путин отказался от победы над ними — это всё ещё сохраняющаяся опасность введения новых санкций. Если российские бизнесмены начнут массово отказываться от своих компаний и передавать их в собственность государства, то тогда западные бюрократы могут счесть это за повод ввести против нашей страны новые ограничения. Процесс огосударствления бизнеса в России может быть расценен европейскими и американскими чиновниками в качестве подготовки нашей страны к мощному рывку в части развития промышленности, и они захотят всячески затормозить этот процесс с помощью новых рестрикций.
В условиях, когда мы только-только наладили логистические цепочки и оптимизировали производственные процессы внутри страны, появление новых санкций, которые могут ухудшить положение дел в нашей экономике, это то, чего хотел бы избежать Путин. Кроме этого, оставшись без своих предприятий, российские олигархи лишатся своего высокого статуса и цели дальнейшего пребывания в России. Это может сподвигнуть многих из них уехать за границу и начать сотрудничать с иностранными властями, а Путину бы хотелось сохранить их лояльность и убедить их остаться на Родине. Вот поэтому никакой окончательной победы над российским олигархами и не происходит, хотя все возможности для этого у нашего президента есть как минимум с весны прошлого года.