«Чтобы получить роль, надо было сделать худруку приятно»: актрисы Погодина и Васильева откровенно о том, как в театре утверждают на роль

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>«Чтобы получить роль, надо было сделать худруку приятно»: актрисы Погодина и Васильева откровенно о том, как в театре утверждают на рольВчераВчера20149 минОглавление

Показать ещё«Чтобы получить роль, надо было сделать худруку приятно»: актрисы Погодина и Васильева откровенно о том, как в театре утверждают на роль

Не секрет, что Голливуд постоянно сотрясают скандалы, связанные с домогательствами и насилием. Громкие судебные разбирательства с Майклом Джексоном, Харви Вайнштейном, рэпером Пи Дидди и многими другими звездами в свое время активно обсуждались мировыми СМИ и вызывали у зрителей шок: люди недоумевали, насколько глубоко поражена пороками западная индустрия шоу-бизнеса.

Однако думать, что в российской творческой среде подобные истории отсутствуют, очень большое заблуждение. Да, возможно, до масштабов обвинений, которые предъявлялись тому же Дидди, наши скандалы не дотягивают, но за кулисами отечественного шоу-бизнеса тоже происходят весьма любопытные вещи. В частности, не раз поднималась тема домогательств известных режиссёров к актрисам, причём некоторые исполнительницы воспринимали получение ролей через интимные отношения как нечто вполне обыденное.

Откровения Татьяны Васильевой

Самое любопытное заключается в том, что подобные порядки существовали всегда — даже в советские времена, которые принято считать «чистыми» и идеологически правильными. Характерным примером служит история Народной артистки РФ Татьяны Васильевой, которую она сама поведала в интервью.

Васильева призналась, что постоянно изменяла своему мужу, актёру Анатолию Васильеву с режиссером Валентином Плучеком, который был старше её почти на четыре десятилетия. Она не скрывала: она оказывала художественному руководителю интимные услуги, получая взамен главные роли.

«Чтобы получить роль, надо было сделать худруку приятно»: актрисы Погодина и Васильева откровенно о том, как в театре утверждают на рольТатьяна ВасильеваТатьяна Васильева

«В то время я была уверена, что мой муж, Толя, меня не любит. И дело даже было не в его интрижках на стороне. Я сама крутила роман с Валентином Плучеком, который был старше меня на тридцать восемь лет. Я делала ему приятно, а он делал из меня в примадонну. Рабочий день для всех заканчивался — коллеги расходились по домам, а я направлялась в кабинет Плучека. А Толя стоял всё это время то у дверей, то под окнами. Кроме того, у меня была ещё связь с Михаилом Державиным, который был на десять лет старше. Толя знал и об этом! Но ему было всё равно! Ну зайди ты в кабинет к Плучеку, врежь ему по морде! Нет, он просто приходил и безучастно ждал у дверей», — рассказывала Васильева.

Когда коллеги пытались упрекать Татьяну, мол, получать роли подобным способом некрасиво и унизительно, она реагировала предельно цинично.

«А что такого? Вам ведь тоже никто не запрещал лечь со стариком и добиться желаемого», — резко отрезала актриса, давая понять, что в попытке добиться своего, все средства хороши.

«Чтобы получить роль, надо было сделать худруку приятно»: актрисы Погодина и Васильева откровенно о том, как в театре утверждают на рольТатьяна ВасильеваТатьяна Васильева

Конечно, всё это уже история прошлых лет, и многие считают, что ворошить её нет смысла. Однако по большому счёту ситуация в современном театральном и кинематографическом мире не изменилась. Совсем недавно публика была шокирована разоблачениями в адрес известного режиссёра, более трёх десятилетий возглавлявшего московский театр «Школа современной пьесы». Оказалось, что на протяжении многих лет он использовал свой кабинет для «кастингов» особого рода: молодых актрис он буквально «утверждал» на диване, который стоял у него в кабинете именно для интимных утех.

Об этих фактах первой публично рассказала актриса и продюсер Ольга Погодина, супруга ведущего программы «Человек и закон» Алексея Пиманова. В её творческом багаже — около семидесяти ролей в кино и сериалах, но последние полтора десятилетия она активно работает в качестве кинопродюсера и выпустила уже четырнадцать картин.

Откровения Ольги Погодиной

Ольга Погодина окончила Щукинское училище в 1997 году. В тот период российское кино находилось в упадке: съёмок почти не было, а театры едва сводили концы с концами, содержав даже известных артистов буквально на голодном пайке. Естественно, новичков почти нигде не ждали. Семья актрисы тогда оказалась в крайне тяжёлом положении, и Ольга вместе с однокурсником Василием Седых ходила по театрам в поисках хоть какой-то возможности проявить себя.

«Чтобы получить роль, надо было сделать худруку приятно»: актрисы Погодина и Васильева откровенно о том, как в театре утверждают на рольОльга Погодина и Алексей ПимановОльга Погодина и Алексей Пиманов

Позже Погодина признавалась, что особенно запомнила два показа, но не из-за уровня профессиональных требований, а из-за поведения художественных руководителей, которое мягко говоря трудно назвать достойным.

«Мы с Васей пришли на просмотр в “Сатирикон”. Тогда у нас даже в мыслях не было, что сын великого Райкина позволит себе грубость и хамство по отношению к начинающим актёрам», — вспоминала она.

Прослушивание проходило прямо в кабинете Константина Райкина, который в тот момент вполголоса обсуждал что-то с коллегами.

«Он на нас едва взглянул, даже не удосужился поздороваться. Просто махнул рукой: мол, начинайте. Мы сказали буквально пару реплик, и тут же услышали резкий окрик: “Хватит тратить моё время зря!”. После этого он отвернулся и продолжил беседовать со своими сотрудниками, будто нас вообще не существовало. Никто даже не попрощался. Мы вышли оттуда как оплёванные», — возмущалась Погодина.

«Чтобы получить роль, надо было сделать худруку приятно»: актрисы Погодина и Васильева откровенно о том, как в театре утверждают на рольКонстантин РайкинКонстантин Райкин

Вряд ли Константин Райкин тогда задумывался, насколько такое поведение оскорбительно. В его мире это, вероятно, казалось нормой — выросший с золотой ложкой во рту, он искренне считал себя избранным, поэтому ко всем остальным относился как к челяди. Но, как позже вспоминала Ольга, это было лишь началом, впереди её ждали испытания куда серьёзнее.

Огорчённая неудачей в «Сатириконе», Ольга не знала, куда податься дальше. Тогда Василий предложил попробовать силы в «Школе современной пьесы».

«Ну что нам терять? Попробуем! Это же сам Иосиф Райхельгауз, известный столичный режиссёр!» — убеждал Седых.

Погодина согласилась, и они вдвоём отправились на просмотр. Желающих было немало — около пятнадцати молодых актёров пришли на встречу с надеждой попасть в труппу.

Однако кастинг быстро приобрёл странный оборот.

«Худрук даже не попросил никого сыграть сцену. Мужчин он тут же отпустил, а девушек выстроил в линию, словно товар на витрине. Он неторопливо прохаживался мимо, внимательно рассматривая каждую. В итоге выбрал троих, среди которых оказалась и я, и произнёс: “Ты, ты и ты — идите за мной”», — вспоминала Ольга.

«Чтобы получить роль, надо было сделать худруку приятно»: актрисы Погодина и Васильева откровенно о том, как в театре утверждают на рольИосиф РайхельгаузИосиф Райхельгауз

В приёмной Райхельгауз первым пригласил к себе Погодину. Он предложил ей присесть на диван, запер дверь и, устроившись рядом, положил руку ей на колено. Актриса оцепенела, но разговор всё же состоялся:

— «Ну, что ты мне хочешь показать?» — первым заговорил режиссёр.

— «Ничего», — ответила Ольга, пытаясь отодвинуться.

— «Тогда зачем пришла?» — с ухмылкой спросил он.

— «Я думала, что пришла устраиваться в театр, а попала, простите, будто в притон», — резко ответила актриса.

— «Мой театр всегда начинается с этого дивана. Хватит ломаться, давай-ка быстро ко мне», — продолжал настаивать худрук.

— «Вы что, возомнили себя Карабасом-Барабасом? Думаете, стоит только дёрнуть за верёвочку, и марионетка начнёт плясать?» — в ярости бросила Погодина.

«Чтобы получить роль, надо было сделать худруку приятно»: актрисы Погодина и Васильева откровенно о том, как в театре утверждают на рольОльга Погодина в молодостиОльга Погодина в молодости

По её словам, режиссера упрямство молоденькой студентки скорее позабавило, чем вызвало раздражение, о чем свидетельствовала его самодовольная улыбка на лице. Удивившись, что никто до сих пор не послал знаменитого худрука на три буквы, Ольга решилась сделать это сама и пулей вылетела из кабинета.

После неудачи в «Школе современной пьесы» все надежды Погодиной закрепиться в профессии рухнули в одночасье. А тут новая беда: отца актрисы начали настойчиво преследовать кредиторы. Он взял крупный заём на развитие бизнеса, но в условиях лихих девяностых прогорел — тогда подобные истории были повсеместны. Опасаясь за безопасность дочери, родители настояли, чтобы Ольга уехала за границу, и некоторое время она жила в Болгарии. Там актриса перебивалась случайными заработками: снималась в рекламе и даже вела кулинарную телепередачу.

«Чтобы получить роль, надо было сделать худруку приятно»: актрисы Погодина и Васильева откровенно о том, как в театре утверждают на рольОльга ПогодинаОльга Погодина

Вернувшись в Москву, Погодина снова начала с малого — рекламных роликов. Несколько лет она была лицом известной косметической компании, пока наконец не получила приглашение в сериал с Сергеем Безруковым «Если невеста — ведьма». Ей досталась главная роль, но гонорара за работу не заплатили. Однако именно с этого проекта начался её стремительный взлёт в кино. Впоследствии заслуги актрисы были оценены по достоинству: сегодня она носит звание народной артистки РФ.

«Этюд на раздевание»

Когда история с Райхельгаузом стала достоянием общественности, журналисты тут же обратились к режиссёру за комментариями. Тот попытался оправдаться:

«Я помню, что Погодина в одном интервью прошлась по мне. Кажется, она сказала, что я предложил ей лечь на диван. Но ведь в моём кабинете никогда не было дивана! Да, она действительно приходила в конце 90-х вместе с однокурсником. Да, я попросил его выйти… Но это была всего лишь проверка! Я хотел убедиться, насколько начинающая актриса стрессоустойчива, вот и всё», — говорил Райхельгауз, нервно усмехаясь.

«Чтобы получить роль, надо было сделать худруку приятно»: актрисы Погодина и Васильева откровенно о том, как в театре утверждают на рольИосиф РайхельгаузИосиф Райхельгауз

Не удовлетворившись оправданиями Райхельгауза, журналисты решили провести собственное расследование. Толчком послужил пост актёра Даниэля Романова, который открыто заявил: режиссёр склонял молодых актрис к интиму под видом «репетиций эротических сцен». Причём подобные «занятия» он предлагал проводить исключительно с глазу на глаз.

После публикации комментарии посыпались один за другим. Актрисы начали подтверждать, что им приходилось сталкиваться с намёками на интим в обмен на главные роли, с прямыми домогательствами и с «этюдами на раздевание», которые худрук настойчиво навязывал, называя их частью профессии.

Одна из поступающих в его мастерскую рассказала:

«Он предложил мне разыграть этюд на раздевание. Я спросила: какое это имеет отношение к моим способностям как режиссёра? Внятного ответа не последовало. Я просто развернулась и ушла. Поступать к нему я, конечно, не стала — выбрала другого мастера».

Сам же Райхельгауз реагировал на подобные нападки очень нервно. Он называл все обвинения «чушью собачьей», утверждая, что девушки, которые не добились успеха, просто ищут оправдание для себя и своих близких.

«Не взял я их в театр, потому что они бездарные. Родители тратили деньги на обучение, вот и начинают им рассказывать, что, мол, режиссёры домогались», — заявил худрук, который, к слову, также является народным артистом.

«Чтобы получить роль, надо было сделать худруку приятно»: актрисы Погодина и Васильева откровенно о том, как в театре утверждают на рольИосиф РайхельгаузИосиф Райхельгауз

Тем не менее, полностью отрицать скандальные методы работы Райхельгауз не стал. Он прямо признал, что использует откровенные этюды, но преподнёс это как часть профессии:

«Ну и что? В этом нет ничего необычного! Театр всегда строится на том, что актёр раскрывается — и в переносном смысле, и порой буквально. Это наше ремесло. Вот когда все успешные артистки честно скажут, что ради диплома или роли им приходилось вступать в интимные отношения с педагогами, режиссёрами и худруками, вот тогда и будем обсуждать!» — заявлял он.

Однако подобное обобщение выглядело явно неуместно — речь ведь шла именно о нём.

Вполне возможно, что среди известных актрис действительно нашлись те, кто уступил Иосифу, но публично об этом, разумеется, никто никогда не расскажет. Именно поэтому Райхельгауз чувствовал себя настолько уверенно: одно дело — пожаловаться на приставания, что формально не является нарушением закона, и совсем другое — признаться, что ради роли или диплома пришлось лечь в постель к старику, вызывавшему отвращение.

В итоге Иосиф лишился поста директора «Школы современной пьесы», хотя официальная причина была иной. Ещё с 2014 года он позволял себе громкие высказывания, которые многие считали русофобскими, а после громкого скандала 2022 года его окончательно отстранили. Тогда режиссёр возмущался, заявляя: «Как это возможно? Это же мой театр!». Критики потом иронизировали, мол, худрук, как и герой нетленной советской комедии, перепутал государственную шерсть, с личной.

Сегодня 77-летний Райхельгауз живёт в Израиле, на берегу Средиземного моря в курортном городе Нетании, где в феврале 2025 года открыл репертуарный русскоязычный «Театр мира». Стоит ли там в его кабинете тот самый знаменитый диванчик, пока неизвестно…

Друзья, если вам понравилась публикация, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайк и оставляйте свои комментарии. Именно ваша реакция является главной наградой для автора.

Также рекомендуем почитать:За её ласки олигархи были готовы платить миллионы, а сегодня она лепит пельмени и торгуется на рынке: как закатилась звезда Ульяны ЦейтлинойИнтересная жизнь с Vera Star3 дня назад«Зажатый тихоня с вялой конечностью»: за что Куравлев обиделся на Высоцкого и почему они больше никогда не общались.Интересная жизнь с Vera Star2 дня назад«Заставлял лежать голой рядом, а сам себя удовлетворял…»: куда пропала Елена Проклова после скандальных признаний о Табакове.Интересная жизнь с Vera Star20 августа

Posted in Без рубрики