«Чтобы получить роль, надо было сделать худруку приятно»: актрисы Погодина и Васильева откровенно о том, как в театре утверждают на роль
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>«Чтобы получить роль, надо было сделать худруку приятно»: актрисы Погодина и Васильева откровенно о том, как в театре утверждают на рольВчераВчера20149 минОглавление
Показать ещё
Не секрет, что Голливуд постоянно сотрясают скандалы, связанные с домогательствами и насилием. Громкие судебные разбирательства с Майклом Джексоном, Харви Вайнштейном, рэпером Пи Дидди и многими другими звездами в свое время активно обсуждались мировыми СМИ и вызывали у зрителей шок: люди недоумевали, насколько глубоко поражена пороками западная индустрия шоу-бизнеса.
Однако думать, что в российской творческой среде подобные истории отсутствуют, очень большое заблуждение. Да, возможно, до масштабов обвинений, которые предъявлялись тому же Дидди, наши скандалы не дотягивают, но за кулисами отечественного шоу-бизнеса тоже происходят весьма любопытные вещи. В частности, не раз поднималась тема домогательств известных режиссёров к актрисам, причём некоторые исполнительницы воспринимали получение ролей через интимные отношения как нечто вполне обыденное.
Откровения Татьяны Васильевой
Самое любопытное заключается в том, что подобные порядки существовали всегда — даже в советские времена, которые принято считать «чистыми» и идеологически правильными. Характерным примером служит история Народной артистки РФ Татьяны Васильевой, которую она сама поведала в интервью.
Васильева призналась, что постоянно изменяла своему мужу, актёру Анатолию Васильеву с режиссером Валентином Плучеком, который был старше её почти на четыре десятилетия. Она не скрывала: она оказывала художественному руководителю интимные услуги, получая взамен главные роли.
Татьяна ВасильеваТатьяна Васильева
«В то время я была уверена, что мой муж, Толя, меня не любит. И дело даже было не в его интрижках на стороне. Я сама крутила роман с Валентином Плучеком, который был старше меня на тридцать восемь лет. Я делала ему приятно, а он делал из меня в примадонну. Рабочий день для всех заканчивался — коллеги расходились по домам, а я направлялась в кабинет Плучека. А Толя стоял всё это время то у дверей, то под окнами. Кроме того, у меня была ещё связь с Михаилом Державиным, который был на десять лет старше. Толя знал и об этом! Но ему было всё равно! Ну зайди ты в кабинет к Плучеку, врежь ему по морде! Нет, он просто приходил и безучастно ждал у дверей», — рассказывала Васильева.
Когда коллеги пытались упрекать Татьяну, мол, получать роли подобным способом некрасиво и унизительно, она реагировала предельно цинично.
«А что такого? Вам ведь тоже никто не запрещал лечь со стариком и добиться желаемого», — резко отрезала актриса, давая понять, что в попытке добиться своего, все средства хороши.
Татьяна ВасильеваТатьяна Васильева
Конечно, всё это уже история прошлых лет, и многие считают, что ворошить её нет смысла. Однако по большому счёту ситуация в современном театральном и кинематографическом мире не изменилась. Совсем недавно публика была шокирована разоблачениями в адрес известного режиссёра, более трёх десятилетий возглавлявшего московский театр «Школа современной пьесы». Оказалось, что на протяжении многих лет он использовал свой кабинет для «кастингов» особого рода: молодых актрис он буквально «утверждал» на диване, который стоял у него в кабинете именно для интимных утех.
Об этих фактах первой публично рассказала актриса и продюсер Ольга Погодина, супруга ведущего программы «Человек и закон» Алексея Пиманова. В её творческом багаже — около семидесяти ролей в кино и сериалах, но последние полтора десятилетия она активно работает в качестве кинопродюсера и выпустила уже четырнадцать картин.
Откровения Ольги Погодиной
Ольга Погодина окончила Щукинское училище в 1997 году. В тот период российское кино находилось в упадке: съёмок почти не было, а театры едва сводили концы с концами, содержав даже известных артистов буквально на голодном пайке. Естественно, новичков почти нигде не ждали. Семья актрисы тогда оказалась в крайне тяжёлом положении, и Ольга вместе с однокурсником Василием Седых ходила по театрам в поисках хоть какой-то возможности проявить себя.
Ольга Погодина и Алексей ПимановОльга Погодина и Алексей Пиманов
Позже Погодина признавалась, что особенно запомнила два показа, но не из-за уровня профессиональных требований, а из-за поведения художественных руководителей, которое мягко говоря трудно назвать достойным.
«Мы с Васей пришли на просмотр в “Сатирикон”. Тогда у нас даже в мыслях не было, что сын великого Райкина позволит себе грубость и хамство по отношению к начинающим актёрам», — вспоминала она.
Прослушивание проходило прямо в кабинете Константина Райкина, который в тот момент вполголоса обсуждал что-то с коллегами.
«Он на нас едва взглянул, даже не удосужился поздороваться. Просто махнул рукой: мол, начинайте. Мы сказали буквально пару реплик, и тут же услышали резкий окрик: “Хватит тратить моё время зря!”. После этого он отвернулся и продолжил беседовать со своими сотрудниками, будто нас вообще не существовало. Никто даже не попрощался. Мы вышли оттуда как оплёванные», — возмущалась Погодина.
Константин РайкинКонстантин Райкин
Вряд ли Константин Райкин тогда задумывался, насколько такое поведение оскорбительно. В его мире это, вероятно, казалось нормой — выросший с золотой ложкой во рту, он искренне считал себя избранным, поэтому ко всем остальным относился как к челяди. Но, как позже вспоминала Ольга, это было лишь началом, впереди её ждали испытания куда серьёзнее.
Огорчённая неудачей в «Сатириконе», Ольга не знала, куда податься дальше. Тогда Василий предложил попробовать силы в «Школе современной пьесы».
«Ну что нам терять? Попробуем! Это же сам Иосиф Райхельгауз, известный столичный режиссёр!» — убеждал Седых.
Погодина согласилась, и они вдвоём отправились на просмотр. Желающих было немало — около пятнадцати молодых актёров пришли на встречу с надеждой попасть в труппу.
Однако кастинг быстро приобрёл странный оборот.
«Худрук даже не попросил никого сыграть сцену. Мужчин он тут же отпустил, а девушек выстроил в линию, словно товар на витрине. Он неторопливо прохаживался мимо, внимательно рассматривая каждую. В итоге выбрал троих, среди которых оказалась и я, и произнёс: “Ты, ты и ты — идите за мной”», — вспоминала Ольга.
Иосиф РайхельгаузИосиф Райхельгауз
В приёмной Райхельгауз первым пригласил к себе Погодину. Он предложил ей присесть на диван, запер дверь и, устроившись рядом, положил руку ей на колено. Актриса оцепенела, но разговор всё же состоялся:
— «Ну, что ты мне хочешь показать?» — первым заговорил режиссёр.
— «Ничего», — ответила Ольга, пытаясь отодвинуться.
— «Тогда зачем пришла?» — с ухмылкой спросил он.
— «Я думала, что пришла устраиваться в театр, а попала, простите, будто в притон», — резко ответила актриса.
— «Мой театр всегда начинается с этого дивана. Хватит ломаться, давай-ка быстро ко мне», — продолжал настаивать худрук.
— «Вы что, возомнили себя Карабасом-Барабасом? Думаете, стоит только дёрнуть за верёвочку, и марионетка начнёт плясать?» — в ярости бросила Погодина.
Ольга Погодина в молодостиОльга Погодина в молодости
По её словам, режиссера упрямство молоденькой студентки скорее позабавило, чем вызвало раздражение, о чем свидетельствовала его самодовольная улыбка на лице. Удивившись, что никто до сих пор не послал знаменитого худрука на три буквы, Ольга решилась сделать это сама и пулей вылетела из кабинета.
После неудачи в «Школе современной пьесы» все надежды Погодиной закрепиться в профессии рухнули в одночасье. А тут новая беда: отца актрисы начали настойчиво преследовать кредиторы. Он взял крупный заём на развитие бизнеса, но в условиях лихих девяностых прогорел — тогда подобные истории были повсеместны. Опасаясь за безопасность дочери, родители настояли, чтобы Ольга уехала за границу, и некоторое время она жила в Болгарии. Там актриса перебивалась случайными заработками: снималась в рекламе и даже вела кулинарную телепередачу.
Ольга ПогодинаОльга Погодина
Вернувшись в Москву, Погодина снова начала с малого — рекламных роликов. Несколько лет она была лицом известной косметической компании, пока наконец не получила приглашение в сериал с Сергеем Безруковым «Если невеста — ведьма». Ей досталась главная роль, но гонорара за работу не заплатили. Однако именно с этого проекта начался её стремительный взлёт в кино. Впоследствии заслуги актрисы были оценены по достоинству: сегодня она носит звание народной артистки РФ.
«Этюд на раздевание»
Когда история с Райхельгаузом стала достоянием общественности, журналисты тут же обратились к режиссёру за комментариями. Тот попытался оправдаться:
«Я помню, что Погодина в одном интервью прошлась по мне. Кажется, она сказала, что я предложил ей лечь на диван. Но ведь в моём кабинете никогда не было дивана! Да, она действительно приходила в конце 90-х вместе с однокурсником. Да, я попросил его выйти… Но это была всего лишь проверка! Я хотел убедиться, насколько начинающая актриса стрессоустойчива, вот и всё», — говорил Райхельгауз, нервно усмехаясь.
Иосиф РайхельгаузИосиф Райхельгауз
Не удовлетворившись оправданиями Райхельгауза, журналисты решили провести собственное расследование. Толчком послужил пост актёра Даниэля Романова, который открыто заявил: режиссёр склонял молодых актрис к интиму под видом «репетиций эротических сцен». Причём подобные «занятия» он предлагал проводить исключительно с глазу на глаз.
После публикации комментарии посыпались один за другим. Актрисы начали подтверждать, что им приходилось сталкиваться с намёками на интим в обмен на главные роли, с прямыми домогательствами и с «этюдами на раздевание», которые худрук настойчиво навязывал, называя их частью профессии.
Одна из поступающих в его мастерскую рассказала:
«Он предложил мне разыграть этюд на раздевание. Я спросила: какое это имеет отношение к моим способностям как режиссёра? Внятного ответа не последовало. Я просто развернулась и ушла. Поступать к нему я, конечно, не стала — выбрала другого мастера».
Сам же Райхельгауз реагировал на подобные нападки очень нервно. Он называл все обвинения «чушью собачьей», утверждая, что девушки, которые не добились успеха, просто ищут оправдание для себя и своих близких.
«Не взял я их в театр, потому что они бездарные. Родители тратили деньги на обучение, вот и начинают им рассказывать, что, мол, режиссёры домогались», — заявил худрук, который, к слову, также является народным артистом.
Иосиф РайхельгаузИосиф Райхельгауз
Тем не менее, полностью отрицать скандальные методы работы Райхельгауз не стал. Он прямо признал, что использует откровенные этюды, но преподнёс это как часть профессии:
«Ну и что? В этом нет ничего необычного! Театр всегда строится на том, что актёр раскрывается — и в переносном смысле, и порой буквально. Это наше ремесло. Вот когда все успешные артистки честно скажут, что ради диплома или роли им приходилось вступать в интимные отношения с педагогами, режиссёрами и худруками, вот тогда и будем обсуждать!» — заявлял он.
Однако подобное обобщение выглядело явно неуместно — речь ведь шла именно о нём.
Вполне возможно, что среди известных актрис действительно нашлись те, кто уступил Иосифу, но публично об этом, разумеется, никто никогда не расскажет. Именно поэтому Райхельгауз чувствовал себя настолько уверенно: одно дело — пожаловаться на приставания, что формально не является нарушением закона, и совсем другое — признаться, что ради роли или диплома пришлось лечь в постель к старику, вызывавшему отвращение.
В итоге Иосиф лишился поста директора «Школы современной пьесы», хотя официальная причина была иной. Ещё с 2014 года он позволял себе громкие высказывания, которые многие считали русофобскими, а после громкого скандала 2022 года его окончательно отстранили. Тогда режиссёр возмущался, заявляя: «Как это возможно? Это же мой театр!». Критики потом иронизировали, мол, худрук, как и герой нетленной советской комедии, перепутал государственную шерсть, с личной.
Сегодня 77-летний Райхельгауз живёт в Израиле, на берегу Средиземного моря в курортном городе Нетании, где в феврале 2025 года открыл репертуарный русскоязычный «Театр мира». Стоит ли там в его кабинете тот самый знаменитый диванчик, пока неизвестно…
Друзья, если вам понравилась публикация, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайк и оставляйте свои комментарии. Именно ваша реакция является главной наградой для автора.
Также рекомендуем почитать:За её ласки олигархи были готовы платить миллионы, а сегодня она лепит пельмени и торгуется на рынке: как закатилась звезда Ульяны ЦейтлинойИнтересная жизнь с Vera Star3 дня назад«Зажатый тихоня с вялой конечностью»: за что Куравлев обиделся на Высоцкого и почему они больше никогда не общались.Интересная жизнь с Vera Star2 дня назад«Заставлял лежать голой рядом, а сам себя удовлетворял…»: куда пропала Елена Проклова после скандальных признаний о Табакове.Интересная жизнь с Vera Star20 августа