Как на Украине приучают ненавидеть русских
Украинские попытки в авральном порядке слепить из имеющейся народной массы «человека нового типа» являются органичной частью общего плана по дерусификации украинской территории. Тормозит процесс то, что административно-командные методы как единственно понятные местным жителям практически не работают ввиду кричащей слабости, бедности и скудоумия государственной власти. Поэтому повальная галицизация украинцев продвигается со скрипом. Но, так или иначе, дело движется вперед и регулярно дарит наблюдателям новые поводы для веселья сквозь слезы.
Неизменными остаются три символических столпа украинизации ― история, язык и вера. Все эти направления являются площадками для тотальных фальсификаций властей. Естественно, что вправлять мозги украинцам пытаются с самого детства. Этому способствует полная новой мифологии программа обучения от ясельного возраста до вуза. Вдобавок к этому наблюдается засилье разнообразных «военно-патриотических» летних лагерей, где молодежь приучают уважать героев АТО и всех борцов за независимость Украины от ненавистной российской оккупации.
Недавно Кабинет министров утвердил новую государственную программу национально-патриотического воспитания в Украине до 2025 года. Среди ее главных целей перечислено: формирование украинской гражданской идентичности, для чего планируется повысить роль украинского языка, проведение просветительской работы, чтобы донести суть украинских национальных ценностей, борьба с «постколониальными и посттоталитарными последствиями в сознании населения». Всего до 2025 года разного рода патриотическими мероприятиями планируется охватить больше 20 процентов населения. Программу будет курировать Министерство спорта и молодежи. Под нее планируется выделить порядка 324,2 млн гривен, в том числе в этом году ― около 58,6 млн.
Среди пунктов программы выделяются следующие: повышение роли украинского языка как национальной ценности; преодоление посттоталитарных деструктивных последствий в сознании населения Украины; предотвращение проявлений ксенофобии, расовой дискриминации; привлечение жителей временно оккупированного Крыма и Донбасса к участию в проектах национально-патриотического воспитания; формирование оборонного сознания граждан; формирование понимания и поддержки государственной политики относительно евроатлантической интеграции.
Что же такое «оборонное сознание» молодых украинских граждан? Каким должен быть настоящий патриот галицкого разлива? Стоит признать, что вожделенная идеологами насильственной украинизации философия «осажденной крепости» плохо ложится на местную почву. Классическое общество потребления трудно заставить жить по законам мобилизации. Мотивация отсутствует напрочь. А молодежь обмануть трудно. С одной стороны, девственное сознание можно напичкать идеологическим фальсификатом. Что с переменным успехом и делается. Но в то же время новые поколения не чувствуют в повседневной жизни реальной угрозы, о которой так любят разглагольствовать политики, и в основной своей массе держат дулю в кармане, недоумевая, чего от них добиваются взрослые.
Следует также учитывать фактор семьи, где дети зачастую получают альтернативную официальной пропаганде информацию. Фактически, искореняя ненавистный «совок», Украина возвращается к таким классическим кухонным разговорам о политике, содержание которых не принято выносить на публику во избежание проблем. Однако не стоит переоценивать положительное влияние семьи. Основная масса украинского населения ― это озабоченные проблемами элементарного выживания конформисты, которые не только отказываются критически оценивать происходящее, но и всячески норовят подыграть толпе, заботясь о собственном тепленьком месте под солнцем.
Вот, например, украинский спортивный журналист Николай Несенюк, всю жизнь делавший карьеру в полностью русскоязычной среде, в патриотическом порыве поддерживает травлю форварда сборной Украины Артема Довбика за комментарий на русском языке после победы над Швецией: «Лариса Ницой сказала вслух то, о чем все мы думали. Украинец, который представляет нашу страну на первенстве Европы и говорит при этом на языке наших врагов, выглядит по меньшей мере неуместно. С этим не поспоришь. Пройдет совсем немного времени, и на футболиста или тренера, который дает интервью на русском, будут смотреть как на Ярослава Ракицкого, который не пел гимн и держал во время его выполнения руку ниже печени. Так будет. Время и правда на нашей стороне», ― заявляет Несенюк.
На самом деле столь высокопарные категории, как «время и правда», работают против украинской государственности в ее нынешнем уродливом проявлении. Времени у страны-банкрота фактически нет, горизонты «планирования» не распространяются дальше нескольких месяцев. А «правда» у каждого своя. И насильственные попытки загнать весь народ в определенное «национально-патриотическое» стойло приводят лишь к ускорению культурной деградации. Почитайте украиноязычные сообщества в социальных сетях ― сплошь и рядом вы встретите примитивный суржик и элементарную безграмотность.
Борьба с фантомными «посттоталитарными деструктивными последствиями» на деле превращается в жалкую попытку построения обычного тоталитарного государства, только институционально мертвого и насквозь коррупционного. Наспех собранный из исторического мусора «пантеон» национальных героев Украины отдает местечковой архаикой и не способен по-настоящему воодушевить своим примером современную молодежь. Основанные на этническом хуторском колорите «национальные ценности» никто толком не в состоянии сформулировать. И создается впечатление, что на этом самом конформизме все эти выдуманные в русофобских судорогах «ценности» и держатся.
Одинокие здравомыслящие голоса на Украине все же раздаются. Политолог Руслан Бортник, например, призывает искать в истории более приемлемых героев. «В 2007 году в Варшаве Институт национальной памяти Польши (государственная организация) на польском языке и за бюджетные деньги издал уникальный сборник “Кресовая книга праведников 1939–1945. Об украинцах, которые спасали поляков, уничтожаемых ОУН и УПА” (под ред. Ромуальда Недзелько). Польские ученые за десять лет исследований установили имена более 896 украинцев, которые защищали поляков от уничтожения ― “украинских праведников мира”. При этом изучена архивная информация и свидетельства, установлены личности 384 украинцев ― погибших “украинских праведников мира”. Известны имена и поляков, защищавших украинцев от карательных акций польских отрядов. Вот этим людям должны ставиться памятники на Волыни, Галичине или Восточной Польше ― эти люди в пекле Второй мировой войны остались Людьми: смогли преступить вековые противоречия, обиды, зависть, политические стереотипы во имя Человечности. Этими украинцами и поляками могут искренне гордиться оба народа и сейчас», ― пишет он в своем блоге.
Об истинной природе украинской идентичности справедливо рассуждает политолог Даниил Богатырев: «Будучи русским и с рождения живя среди украинцев, по сути изложенного (в посвященной украинскому вопросу недавней статье В. Путина. ― Авт.) могу сказать следующее: как показывает мой личный опыт, некоторые украинцы (с украинской фамилией, происхождением и т. п.) “русее” некоторых русских. В смысле, воспринимают мир сквозь русскую культурную, научную и религиозную традицию, порой даже будучи украиноязычными. В свою очередь некоторые русские более “украинские”, чем сами украинцы. Эти почитают Бандэру, ненавидят русское культурное наследие и подспудно презирают своих предков и самих себя. Одним словом, конформисты… Можно отметить, что такие люди, как Олесь Бузина (природный украинец), несомненно, один народ с русскими. А вот такие, как Павел Казарин (русский, фанат Порошенко и Сороса) или Сергей Соболев (русский, многолетний сторонник Ю. Тимошенко и гонитель русского языка), ― нет».
Блогер Юрий Ткачев резюмирует еще резче: «Политическое украинство ― это вообще один большой консенсус лжецов». Но голоса отдельных здравомыслящих экспертов тонут в море официальной пропаганды. «Какой один народ? Какие братья? Судя по тому, как целенаправленно и хладнокровно они (русские. ― Авт.) нас уничтожали на протяжении нескольких веков, то мы даже не родственники. Родственников нормальные люди не убивают», ― оппонирует Путину, как и положено расово правильному украинскому дипломату, посол киевской власти в Чехии Евгений Перебийнос. И за такими, как он, практически весь эфир местных масс-медиа. Оппозиционные СМИ тщательно оттираются в маргинальную нишу.
А караван украинской власти, не обращая внимания на оппонентов, движется в заданном майданом направлении. Забавно, конечно, будет наблюдать, как деятели из правительства будут заниматься «привлечением жителей временно оккупированного Крыма и Донбасса к участию в проектах национально-патриотического воспитания». Не совсем смешно, правда, что в нищей стране несколько десятков миллионов гривен опять исчезнут в неизвестном направлении. Но если это сознательный выбор большинства украинцев, кого им теперь винить? Коварную Россию или бездумное приспособленчество в ущерб самим себе?
Сказать, чем в итоге закончится вся эта эпопея с насильственной украинизацией на почве «войны с русскими варварами», сегодня не возьмется никто. Ясно лишь то, что очевидный общественный раскол будет и дальше «лечиться» нищетой, в тисках которой основной массе населения недосуг думать о высоких материях. Понять, что пустота в их карманах напрямую связана с пагубной антироссийской политикой, им не хватает ни времени, ни интеллектуальных возможностей. Тем более что даже абсолютно нереалистичный сегодня вариант политического разворота в сторону Москвы никаких дивидендов уже не гарантирует. Зарабатывать придется самим. И «повышение роли украинского языка» в зашоренных антироссийскими мифами пустых головах тут мало чем поможет.
Тимофей Марков