Токаев выбрал путь Эрдогана. Казахстан хочет угодить Западу и «дружить» с Россией
Вчера Михаил Мишустин посетил выставку «Иннопром», проходящую в Казахстане. Отмечу, за прошедшие годы «Иннопром» зарекомендовал себя как знаковое мероприятие достижений русской индустрии.
С промышленностью у нас, действительно, дело обстоит неплохо. Впервые за много лет в стране наконец-то появилась государственная промышленная политика, основой которой является планово-рыночная модель развития. С одной стороны, государство определяет приоритеты, ставит целевые показатели, обеспечивает отраслевые направления финансированием и гарантированным спросом. С другой стороны, предприятия развиваются на рыночной основе, конкурируя как с зарубежными производителями, так и между собой. При этом государственная поддержка позволяет на данном этапе нивелировать преимущество иностранной продукции, которое получается за счет экономии на масштабе.
Михаил Мишустин обозначил цифры роста обрабатывающей промышленности. Так, в июле показатель составил 10% (к июлю 2022 года), а за семь месяцев (январь-июль) «обработка» выросла на 6,1%. Таких цифр наша индустрия не видела давно. Повышается доля обрабатывающей промышленности в ВВП. На текущий момент она составляет 13,8% (без учета нефтеперерабатывающей и пищевой промышленности).
В целом можно рассчитывать на то, что значительные темпы роста русской индустрии сохранятся и в следующем году. Конечно, такие же цифры показать будет сложно, однако порядка 4% получить вполне реально. Во всяком случае бюджетная поддержка позволяет полагать, что именно так оно и будет.
Однако теперь перейдем к Казахстану.
Желание Астаны усидеть на двух стульях широко известно. С одной стороны казахи не спешат разрывать все связи с Россией, с другой стороны — мягко соблюдают западные санкции.
Нынешнюю политику Казахстана правильнее всего было бы сравнить с политикой, проводимой Турцией. Точь-в-точь. Правда, имеется одна большая разница. Турция является членом НАТО, в то время, как Казахстан — член ОДКБ и ЕАЭС. Поэтому когда заходят разговоры, почему в России возмущаются действиями Токаева, но никак не реагируют на финты Эрдогана, ответ является очевидным.
При этом политика Астаны мне совершенно не понятна. Да, не ссориться с Западом ради сохранения казахской элитой своих капиталов — дело объяснимое. Наверняка в Казахстане также боятся и возможных финансово-экономических проблем, ведь страна плотно интегрирована в глобалистскую систему мироустройства. Начиная от поставок энергоресурсов, заканчивая финансовой инфраструктурой. Всё же нагретое место привычнее.
Однако подобное целеполагание совсем не противоречит изменению казахстанского геополитического вектора. Более того, с этим самым изменением Казахстан сможет выйти на совершенно новый уровень развития. Да и элита ещё больше увеличит свой капитал.
Возьмем один простой пример — промышленность, чему и была посвящена выставка «Иннопром». Токаев поставил цель диверсифицировать экономику, снизив зависимость от экспорта углеводородов. Разумеется, развитие индустрии является одной из ключевых задач. Правда, ситуация до боли напоминает то, что происходило в нашей страны в 00-е и частично в 10-е годы. Тогда тоже много говорили о необходимости избавления от сырьевой зависимости в пользу развития промышленного и технологического сектора.
Был успех? Нет. Интенсивное развитие несырьевых отраслей началось только после полного разрыва с Западом, что неудивительно. До этого ни у предприятий, ни у потребителей, ни у государства не было жесткого стимула развивать собственную индустрию. Никто не понимал, для чего это надо, когда дешевле и проще было купить зарубежную продукцию. А красивые слова о необходимости поддержки собственной экономики воспринимались с ухмылкой. Однако когда встал вопрос ребром — стало не до смеха и началась реальная работа.
Находясь в глобалистской системе мироустройства у Казахстана нет шансов на диверсификацию собственной экономики. Просто потому, что англосаксам это не нужно. Роль Казахстана в системе мирового разделения труда — быть поставщиком природных ресурсов для т.н. «развитых стран». Эта же роль была и у России. Только в отличие от нашей страны Казахстан даже не обладает соответствующим внутренним рынком, чтобы пройти хотя бы нулевой этап промышленного развития.
Единственный шанс Казахстана достичь поставленных целей — выбрать сторону. Это очевидно даже на примере индустриального развития. Так Россия при интенсивном росте промышленного производства сталкивается с дефицитом кадром. Часть производственных мощностей вполне можно было бы вынести в Казахстан, как это происходит с Белоруссией, чьи предприятия уже практически встроены в общесоюзную кооперационную цепочку.
Для резкого роста промышленного производства Казахстану нужно не так много мощностей и Россия вполне могла бы их предоставить, гарантировав как инвестиции, так и сбыт. Но для чего это нам делать, когда Казахстан занимает двойственную политическую позицию? Если бы Астана не на словах, а на деле была бы нашим союзником по ОДКБ и ЕАЭС, а также изъявила бы желание вступить в Союзное государство, то все вопросы бы отпали. Более того, от Казахстана пока что не исходит никаких угроз национальной безопасности России. Например, нет миграционных потоков, которые могли бы хлынуть в нашу страну в случае более глубокой интеграции.
Тем не менее Астана предпочитает «эрдоганский» стиль. Хотя, повторю, особой логики в этом не просматривается. Имеются ли в этом случае риски для России? Разумеется, на «союзниках» обжигались мы не раз. Впрочем, Москва занимает пока что сдержанную позицию. И это вполне объяснимо: перед страной стоят более важные задачи, которые решать необходимо в приоритетном порядке. Ну а по какому пути в итоге пойдет Казахстан — белорусскому или армянскому, зависит исключительно от его политической элиты.