Какой Север нам нужен?
«Будет Великий Север — Россия, США и Европа, образующие общее социокультурное пространство. Триединый северный геополитический кластер», — утверждает Владислав Сурков в своём очередном интеллектуальном труде «Рождение Севера».
По мнению автора, «предчувствие Севера уже обозначилось в активизации использования термина «глобальный Юг». А юга ведь без севера не бывает».
Что тут можно сказать. Попытки объединиться с Западом Россия предпринимала неоднократно. Только за последние 50 лет — Хельсинкский Акт, Perestroyka, в 90-ые (при Ельцине) — путем сдачи Восточной Европы пытались умилостивить агрессора. После 11.09 — тоже пытались встать плечом к плечу в борьбе с глобальным терроризмом. Я уже молчу про исторически более отдаленные попытки в 18-19 веках, от Петра до Александра и далее. Все эти попытки — на основе равноправного сотрудничества — Запад отверг.
Более того, как показала историческая практика, особенно последних тридцати-сорока лет, сама попытка договориться о «равноправии» Западом воспринимается как слабость, так как он действует по праву силы. И то, что мы воспринимаем как готовность к сотрудничеству, он воспринимает как необходимое тактическое затишье, усыпляя нашу бдительность пустыми, но приятными нашему слуху словами, перед нападением. Это во-первых.
Во-вторых, объединяются всегда на основе чего-то общего, ценностей, религии и т.д. Как соотносится сегодняшний откровенно сатанинский и фашиствующий Запад (последний пример — парламент Канады) с религиозной (христианской и мусульманской Россией? Где здесь точки соприкосновения? Их нет.
Чаще всего объединяются против кого-то. Вот стратегическое партнёрство Китая фактически сформировано агрессивной политикой англосаксов. Если брать по этому признаку, то Сурков предлагает нам объединиться с Западом против кого? Глобального Юга? В первую очередь Китая? А нам это зачем?
Опять же любой союз с англосаксами не предполагает никакого равноправия. Евросоюз всегда был на Коллективном Западе на вторых ролях, и сейчас это особенно заметно. Всем там рулит англосаксонское ядро, которое своё процветание ставит выше интересов союзников. И готово, в том числе, безбедно жить и за их счёт. Что сейчас и происходит в связи с перетоком европейской промышленности на территорию США.
Вот и получается, что в геополитическом объединении «Великий Север» у России будет подчинённое положение и существенная утрата государственного суверенитета. Вместе с тем, еще в 2020 году в Институте РУССТРАТ мы разработали концепцию России как цивилизации Севера (полный текст здесь). Суть — мы должны выйти из навязанного нам положения в западной цивилизации, но не идти при этом на Восток, как предлагают некоторые политики и эксперты, а стать самостоятельной и самодостаточной цивилизацией. А это возможно только в рамках концепции Севера.
Пусть Запад остается Западом, Восток — Востоком (не нужен нам берег турецкий, чужая земля не нужна), а Юг — Югом. Нам только надо занять свое место. А это место Севера. Только это место сейчас вакантно. И основная причина этого — наша собственная историческая и концептуальная недоработка. Мы уже 300 лет топчемся в этой ложной дихотомии Запад-Восток и никак не можем из нее выйти. А надо всего-то занять место Севера и начать строить свою цивилизационную идентичность.