Сирия: американские сенаторы вдохновляют «революцию» друзов в Сувейде
«Арабскую весну» в Сирии пытаются запустить по очередному кругу
В южных провинциях Сирии не стихают протесты, эпицентром которых остаётся Эс-Сувейда. Формальным поводом стала отмена в августе субсидий на топливо на фоне разрушительных последствий вооружённого конфликта и западных санкций, усугубившая и без того неутешительное экономическое положение жителей.
Как известно, значительную часть населения юго-западного края Сирии, контроль которого Дамаском и раньше считался весьма условным, составляют друзы – представители особой этноконфессиональной общины арабского мира. Как пишет журналист и исследователь Ближнего Востока Стивен Сахьюни, обозначившиеся требования ряда местных группировок по «смене режима» находят поддержку за океаном. Так, американские конгрессмены обрывают телефоны духовному лидеру сирийских друзов шейху Хикмату аль-Хаджри. Республиканцы Джо Уилсон, глава подкомитета по Ближнему Востоку в Комитете по иностранным делам Палаты представителей, Френч Хилл и демократ Брендан Бойл обстоятельно обсуждали с ним финансирование протестного движения и его «правильное» продвижение в западных СМИ. Последний в ходе телефонного разговора с шейхом «подтвердил двухпартийную поддержку Конгрессом мирных протестов в Сувейде и Дера`а». По словам представителя офиса Хилла, с аль-Хаджари обсуждалось «разочарование местных жителей» и их безопасность. Со слов друзского лидера, «режим Асада отрезает доступ к воде и электричеству», торгуя по ночам каптагоном, что негативно влияет на местную молодёжь. Телефонные звонки базирующейся в Вашингтоне Сирийской оперативной группой по чрезвычайным ситуациям напоминали «разговор между друзьями», сказал The National исполнительный директор группы Муаз Мустафа, добавив: «Теперь у шейха аль-Хаджари были контакты с США на более высоком уровне, чем у Башара Асада». По словам М. Мустафы, шейх аль-Хаджари выразил конгрессменам опасения, что «поддерживаемые Ираном ополченцы совершат еще больше насилия» в охваченной протестами провинции, выказав приверженность (понятное дело) мирному характеру демонстраций.
Согласно исследованию американского Вашингтонского института ближневосточной политики, двое из трех главных священнослужителей организации – шейхи аль-Хаджари и Хамуд аль-Ханнави – поддержали участников протестных манифестаций, в то время как третий – шейх Юсеф Джарбух – остаётся верен Дамаску. «Если режим объявит войну провинции, мы вступим в цикл кровопролития, которого мы избежали, что открывает двери для всех возможностей», – цитирует Reuters Райана Маруфа, гражданского активиста и редактора местного новостного сайта Suwayda 24. Несмотря на то, что «арабская весна» 2011 года занялась в соседней провинции Дера`а, поначалу Сувейда оказалась от него в стороне. Исповедуя собственные верования, не христианские и не мусульманские, сплочённые друзские кланы (помимо Сувейды, обитающие в пригороде Дамаска Джурамане, а также в Ливане и отчасти Израиле, где они тесно связаны с разведкой и военными), пытались «пересидеть» конфликт, выступая придерживаясь нейтралитета, в то время как американские и турецкие спецслужбы поддерживали радикальных джихадистов за ширмой «революционеров». Отправной точкой конфликта в марте 2011 года стала, как известно, провинция Дера`а: древнюю мечеть Аль-Омари приспособили под склад оружия, перебрасывавшегося из Ливии через американскую военную базу в сопредельной Иордании.
Не имея ни малейшего отношения к радикальному исламу или «священной войне», друзы и их лидеры стремились, по возможности, не ввязываться в разгорающееся противостояние, занимаясь сельским хозяйством, ремесленничеством и обычными для этих краёв видами трансграничного бизнеса, что, однако не исключало активного участия отдельных их представителей в боевых действиях на стороне «режима Асада», но в редких случаях – и в рядах «вооружённой оппозиции».
Но вот теперь, после 13 лет вооруженного конфликта, Сувейда всё более явно обозначает себя как один из эпицентров протестов, участники которых требуют «смены режима», а также «экономических реформ».
Почему это происходит именно сейчас, после многих лет нейтралитета и уклонения от боевых действий? Как пишет С. Сахьюни, ответ следует искать в политике США, подстрекающих к беспорядкам и обещающих поддержку. Испытывая ровно те же, что и Сувейда, экономические трудности, Дамаск, Алеппо и Хомс протестуют – несмотря на то, что повсюду электричество подаётся всего несколько часов в день, а и без того высокие цены на бензин и основные продукты питания постоянно растут.
Отличительная черта нынешних протестов источник издания The Cradle – это многочисленные разноцветные друзские флаги, ранее не поднимавшиеся, что свидетельствует о признаках сепаратистского движения, подобного курдскому. Различные местные группировки в той или иной степени поддерживались Израилем, Катаром, европейскими странами, будучи при этом густо замешаны на местном криминале. Ещё в первые месяцы конфликта высказывалось предположение, что Запад стремится фрагментировать Сирию примерно по «югославской модели», поощряя превращение некогда единой страны (пусть и с местной спецификой) в конгломерат марионеточных анклавов, что, будучи созвучно планам и практической политике Израиля, нашло отражение в госдеповской карте 2011 года. С теми или иными изменениями, эти планы претворяются в жизнь: север и северо-запад Сирии аннексированы турками, лидер террористов Идлиба аль-Джуляни переоделся в пиджак и галстук, раздавая интервью западными СМИ в образе «цивилизованного» политика. В отличие от подконтрольных Дамаску районов, Идлиб получал американскую помощь после февральского землетрясения 2023 года. В свою очередь, будучи значительной общиной на северо-востоке Сирии, курды Заефвратья никогда не составляли там большинства. Тем не менее, они получили поддержку Америки, создав собственную администрацию на обширных территориях, где, впрочем, столкнулись с непониманием и даже с жёсткими протестами со стороны местных арабских суннитских племён.
Разумеется, не стоит сбрасывать со счётов и объективных причин для недовольства в виде безудержной коррупции правительственных чиновников. Так, в провинции Хасака ополченцы Национальных сил обороны подняли восстание, обвиняя министра обороны Али Аббаса и главу спецслужб Али Мамлюка в коррупции и вымогательстве 3 миллионов долларов в обмен на закрытие дела в отношении командующего «НСО» Абдул-Кадира Хамо, жалуются за изъятие транспорта и дефицит боеприпасов. Ранее Хамо убрали с должности после его нападения на одного из шейхов племени Аль-Джабур Абдулазиза Мухаммада аль-Муслата, что спровоцировало очередные столкновения. Как отмечает «Голос арабов», «…в Сирии среди сторонников Асада существует множество групп, недовольных тем как идет война и общий курс руководства страны. Одним не нравится влияние Ирана, вторым не нравится статус-кво и отсутствие боевых действий против оккупантов вроде Турции и их банд, а третьим не дают боеприпасы, забирают активы или транспорт, четвертых достали безнаказанные удары Израиля по Сирии… в Сирии сосуществование множества ополчений будет приводить к такому „суданскому сценарию“. Усугубляют общую ситуацию жёсткие санкции против Сирии, вызывающие острый социально-экономический кризис и невозможность восстановления разрушенной страны, и все это помножено на коррупцию и семейно-клановую систему Башара Асада».
Велико и недовольство в друзских районах, мотивированное отнюдь не только экономическими проблемами. «Мы те, кто защищал Сувейду, – утверждает один из местных жителей. – Мы те, кто победил ИГИЛ, в то время как режим вывел своих людей из этого района. Контролируемые режимом банды распространяют наркотики и похищают людей, и все они поддерживаются членами “Хезболлы” и “Революционной гвардии”». Разумеется, это и прочие подобные свидетельства, публикуемые израильской газетой, могут показаться ангажированными (особенно с учётом роли еврейского государства в друзских протестах), однако, пусть и в кривом зеркале пропаганды, они отражают реальные проблемы. Так что вполне логично, что друзы и их предводители также стремятся не упустить своего: одним из проектов «Ближнего Востока по-американски» является соединение провинций Сувейда, Дера`а и территории вокруг базы оккупантов в Эт-Танфе, (предназначенной для затруднения иранских поставок в Сирию по дороге из Багдада в Дамаск) в форме условного «полумесяца» на границе с Иорданией и Ираком. Согласно сирийским источником, американские наемники в Эт-Танфе готовятся к захвату Сувейды и переходов на границе с Иорданией.
Недавно протестующие в Сувейде напали на штаб-квартиру правящей партии «Баас», располагающей оружием, предназначенным использования Сирийской арабской армией, в ходе инцидента было ранено несколько человек. Разумеется, тот самый Хикмет Хаджри, объявивший в конце августа протесты «праведным голосом сирийского народа», обвинил в произошедшем «коррумпированные» силы безопасности, заявив: «Главное — сдержанность, и мы не откажемся от наших мирных требований. Улица с нами. [Мы останемся] на день или два, или на месяц, или на годы».
Юго-запад Сирии – всего лишь очередной проект в длинном списке геополитических экспериментов, разрушительные последствия которых уже испытали на себе многие государства Ближнего Востока – Ирак, Ливия, Судан, Йемен, а также Сирия, Ливан, целенаправленно атакуемые Израилем, стремящимся разгромить военно-политическое движение «Хизбалла» и полностью пресечь связи Ирана со Средиземноморьем.
Возгласив в 2006 году «Новый Ближний Восток», госсекретарь Кондолиза Райс имела в виду враждующее между собой «лоскутное одеяло», напрочь лишённое внешнеполитической субъектности. Системный, упорный и последовательный характер деструктивной деятельности с опорой на местные элементы требует крайне внимательного отношения, в том числе в контексте российского военного присутствия в арабской республике.
Александр Григорьев