На Западе обозначился раскол из-за Украины
Недавно «Альтернатива» говорила («Зеленский сопротивляется “сливу”») о явных признаках резкого ухудшения отношения западных «партнеров» (они же хозяева Украины) к Зеленскому, а возможно, и в целом подхода к украинскому конфликту.
Дабы попытаться выправить ситуацию и вернуть благорасположение он решил лично отправиться за океан, благо и повод для этого как раз подвернулся — участие в Генеральной Ассамблее ООН (так-то в США его никто не приглашал, видимо, все инструкции привез госсекретарь Блинкен парой недель ранее).
И не заладилось у него как-то с самого начала. Сама поездка прошла на фоне грандиозного скандала с ещё недавно если не самым главным, то уж точно самым «нежным» союзником — Польшей. Поляки, включая высшее руководство страны, крайне резко отреагировали на устроенную Киевом истерику по поводу запрета на ввоз в Польшу украинского зерна.
Польский президент Анджей Дуда отказался встречаться с Зеленским на полях Генассамблеи ООН, а ведь совсем недавно они были не разлей вода. В общем, прошла любовь, завяли помидоры.
Но главное, и Америка встретила Зеленского весьма неласково. Аккурат в день его приезда The New York Times (почти официальный рупор Демпартии и администрации Байдена) опубликовала результаты своего расследования, что удар по рынку в Константиновке, истерику вокруг которого Киев усиленно разгонял, был нанесен украинской ракетой.
Правда, они деликатно объявляют его непреднамеренным, но ведь давно замечено, что такие происшествия всегда используются для накачки общественного мнения на Западе и часто происходят во время визитов западных лидеров в Киев (тогда там был госсекретарь Блинкен) или поездок Зеленского на Запад.
Судя по всему, Зеленскому дали понять, что больше такие фокусы (если они не согласованы с хозяевами) проходить не будут. А ведь в следующий раз может быть признан и преднамеренный удар в провокационных целях, что уж точно станет окончательным сливом Зеленского. Далеко не факт, что американцы могут на это пойти, но припугнуть Зеленского этим вполне.
По совпадению, и в Польше пару дней спустя появились результаты расследования прилета зенитной ракеты, в результате которого погибли два польских фермера. Согласно им, ракета была украинская (Киев в свое время усиленно пытался доказать обратное и чуть не требовал прямого вступления в войну всего НАТО), и особо отмечается, что никакого участия в расследовании Украина не приняла.
Еще одним, даже более чувствительным подарком гостю, стало то, что в день его прибытия было объявлено о создании комиссии, которая будет наблюдать за тем, как Украина тратит выделяемые ей деньги. Её возглавит генеральный инспектор Пентагона Роберт Сторч (оцените уровень!). 18 октября комиссия начнет свою работу. Каждый квартал инспектор должен публиковать общедоступные отчеты Конгрессу. А это для Зеленского и его клики — действительно серпом по самому чувствительному месту, в смысле — кошельку.
Далее был конфуз с полупустым залом во время выступления Зеленского на Генассамблее ООН, усугубленный тем, что на УКР-ТВ пошли на откровенный подлог — трансляцию выступления Зеленского сопровождали снятой в другой момент картинкой полного зала. И на одном из кадров мелькнул… Зеленский, который, выходит, сидя в зале, слушает сам себя, выступающего с трибуны.
Впрочем, неприятности в ООН носили для него скорее моральный характер. Куда чувствительнее то, что созвать пленарное заседание Конгресса США для заслушивания Зеленского отказались вообще, издевательски сообщив, что у американских парламентариев нет на это времени. Ему пришлось довольствоваться встречами с отдельными парламентариями (согласившимися его выслушать).
Речь шла, понятно, об очередном вспомоществовании, но и с этим большие проблемы. Администрация Байдена внесла в Конгресс очередной пакет помощи Украине на 24 млрд. долларов, прохождение которого идет с большим скрипом — и в Конгрессе украиноскептиков всё больше и больше. Во всяком случае, выражение лица Зеленского после встреч с американскими парламентариями было весьма кислым.
Не лучше оно было и после аудиенции, данной ему в Белом доме. При выходе к прессе по её завершении ни гость, ни Байден ничего внятного по итогам переговоров сказать журналистам не смогли. Позднее Зеленский опубликовал заявление, в котором распинался в дежурных благодарностях, но из конкретики — только очередной и весьма скромный по сравнению со стандартными пакет американской помощи в 324 млн, о котором было объявлено во время его визита.
Правда, позже появились инсайды, что Байден пообещал Зеленскому небольшую партию давно выпрашиваемых ракет ATAСMS, но официальный комментарий Белого дома гласил, что никакого решения по ним не принято. Видимо, оно будет зависеть от поведения украинского президента.
Можно было бы сказать, что визит Зеленского в США завершился пшиком, но это не так, ведь Украина по-прежнему остается в центре американских интересов. Поэтому для него всё гораздо хуже, чем просто пшик — его поставили перед очередным ультиматумом.
По поступающей информации, американцы требуют от него убрать практически всё свое окружение, заменив указанными ими своими креатурами. После этого, очевидно, Зеленский попросту вернется к своей исходной профессии — актера, играющего написанные другими (за океаном) роли.
Причем ненадолго. Среди категорических требований — проведение выборов, и нужны они американцам, естественно, не для того чтобы оставить Зеленского ещё на один срок. Впрочем, и это может быть элементом давления и торга — выполнение американских требований может снять с повестки вопрос о выборах.
Относительно же причин, по которым Вашингтон давит на Зеленского, определенная конкретика все-таки появилась — самоходный дед что-то прошамкал про обсуждавшееся с Зеленским создание международной коалиции гарантов безопасности Украины.
Сам он также поведал, что «мы договорились проработать ряд стратегических решений, которые позволят нам предотвратить любую новую агрессию против Украины и наших людей». Добавив, что это будет одним из результатов Совместной декларации G7 и двусторонних договоров безопасности.
Но дабы предотвратить новую «агрессию» нужно как-то разобраться с нынешней. Собственно, эта идея витает в дипломатических кругах с самого начала СВО — территориальные уступки Украины («признание сложившихся на земле реалий», по терминологии российского МИДа) в обмен на веские гарантии «авторитетных» стран неприкосновенности того, что от Украины останется.
То есть этот вариант уже обсуждался на самом высшем вашингтонском уровне (и явно не по инициативе Киева). Более того, когда Зеленский уже вернулся на Украину, из американских источников стало известно о состоявшейся его встрече с патриархом американской и мировой политики 100-летним Генри Киссинджером (пресс-служба тщеславного Зеленского о встрече со столь знаковой фигурой нигде не упомянула).
А он-то давно продвигает «корейский вариант» для разрешения украинского кризиса, причем с дополнительной опцией вступления Украины в НАТО. Нужно отметить, что эта идея аксакала отнюдь не выглядит безумной с точки зрения реакции Москвы.
Ведь вступление остатков Украины в НАТО подразумевает юридическое признание всеми новых границ, с неразрешенными территориальными спорами в НАТО не берут. С другой стороны, страны НАТО, категорически не желающие прямого военного столкновения с Россией, в схеме Киссинждера будут сдерживающим фактором для любого украинского руководства, если оно захочет устраивать новые провокации против России.
В этом, кстати, главная проблема любой схемы с гарантиями — подписываться за киевских неадекватов наверняка желающих мало. То есть нужны и гарантии вменяемого поведения киевских властей, а их может обеспечить только тотальное внешнее управление на Украине. Вероятно, и поэтому американцы так жестко на нём настаивают.
То, что тема гарантий появилась, пусть и глухо, в публичном пространстве на столь высоком уровне, показывает, что Белый дом вынужден отказаться от первоначального плана, по которому возможные мирные соглашения должны были выглядеть сугубо как решение украинских властей, а США, дескать, готовы помогать Украине столько и сколько нужно для победы, но не вправе же указывать суверенному государству, воевать или заключать мир, пусть и «несправедливый».
Стало ясно, что додавить Зеленского до такого варианта практически нереально, и нужно искать более для него приемлемые (на взгляд администрации Байдена).
Причину же «твердой позиции» Зеленского показал его визит в Канаду, который, по словам пресс-секретаря российского МИДа Марии Захаровой, стал для него утешением после холодного приема в США — «там его искупали в овациях, правда, потом долго мыли руки».
Сам скандал с эсэсовцем Гунькой выходит за тему этого материала, но несколько важных моментов необходимо отметить. Как известно, крайним сделали спикера канадского парламента Энтони Рота, но даже не поднимался вопрос о стрелочниках пониже. Вряд ли сам Рота придумал пригласить «ветерана», о существовании которого до этого он почти наверняка не подозревал. Кто-то ведь внес идею.
Более того, среди прочих за досадный инцидент Трюдо извинился и перед самим Зеленским, притом что Киев от нациста не отмежевался, более того, почта Украины обнародовала эскиз почтовой марки с «героем Украины» Гунькой, которому аплодирует Зеленский. Да и в целом, такие вещи всегда согласовываются протокольными службами принимающей стороны и гостя.
Скорей всего, последняя и была инициатором, но, как видим, Зеленского старательно отмазывают, пожертвовав для этого такой крупной фигурой, как глава парламента. В сложный для Зеленского момент руководство Канады решило даже столь дорогой ценой не подрывать имидж украинского президента. При этом возникает вопрос: почему умеющая не замечать многое западная пресса в этот раз не спустила скандал на тормозах?
То есть вокруг Зеленского на Западе развернулась борьба, точнее, конечно, — вокруг подходов к украинской проблеме. Может, неожиданно, но в качестве партии мира обозначилась администрация Байдена, которая уже входит в избирательную гонку.
Если она будет проходить на фоне украинской войны, да еще неблагоприятно для Киева складывающейся (притом что вариант с лавинообразным развалом ВСУ и украинского сопротивления в течение ближайшего года отнюдь не исключен), это станет для Байдена, да и любого другого кандидата от правящей партии катастрофой.
На этом фоне распиаренный глава украинской военной разведки Кирилл Буданов, ещё недавно обещавший взять Крым к началу купального сезона, заявил, что танки Abrams на передовой долго не протянут, а дальнобойные ракеты ATACMS в случае их поставки не изменят ситуацию на фронте.
В нем давно видят подготавливаемого Вашингтоном сменщика Зеленскому, и возможно эти заявления — начало его подготовки к этой роли. Такая комбинация не нова — непопулярный мир заключает политик с безупречной репутацией героя и ястреба.
К примеру, Кэмп-Дэвидский мир, по которому Израиль вернул Египту официально аннексированный Синайский полуостров, заключил ультраправый бывший террорист Менахем Бегин, а не находившиеся до этого беспрерывно 30 лет у власти социалисты.
Ну а партия войны — это прежде всего Великобритания и её сателлиты (включая Канаду), ряд других стран и политиков, в том числе в США, а как сообщают инсайды, её представители есть и в администрации Байдена.
Они всячески стараются поддержать боевой дух Зеленского, для которого и так страшнее мира ничего нет, координируют с ним действия. Так, 28 сентября в Киеве побывали министры обороны Великобритании и Франции (которая, похоже, вместе с Германией всё больше примыкает к партии войны) и генсек НАТО. Официально главной темой переговоров было усиление украинской ПВО, с которой у Киева наибольшие проблемы.
И, конечно, агитация за продолжение войны разворачивается в СМИ. Так, британский журнал The Economist разместил редакционную статью, смысл которой сводится к тому, что идти на прекращение огня ни в коем случае нельзя, нужно воевать вдолгую, несмотря на то, что шансов на успех наступления у Киева практически не осталось. Вместо этого предлагается сосредоточиться на террористических ударах по территории России при помощи беспилотников.
Это полностью перекликается со сказанным Зеленским в интервью тому же изданию двумя неделями ранее (сразу после визита в Киев Бориса Джонсона), в котором он прямо жалуется на неназванных западных политиков, которые заверяют его в поддержке, но «он не видит у них искренности», а они «видят «трудности» на поле боя, как повод начать переговоры с Путиным и поделился рецептом победы: по мере того, как Украина будет увеличивать свои удары внутри России, россияне начнут задавать неудобные вопросы о неспособности их армии защитить их, «потому что наши дроны приземляются» (не будем даже подробно останавливаться на обоснованности таких надежд).
Запускаются и агитролики. В одном из них, выпущенном Минобороны Великобритании, уверяется, что весь мир с Украиной, а по американским соцсетям пошел гулять ролик, восторженно и откровенно рассказывающий о том, как Америка уничтожает российскую армию руками украинцев, не теряя при этом ни одного своего человека.
И надо же, тут же New York Times как-то буднично сообщает, что в американском военном госпитале в Германии лечатся 14 американских волонтеров, раненых на Украине (как говориться, умный поймет). Одновременно признается гибель как минимум двадцати американцев на Украине.
В общем, дискуссия на коллективном Западе набирает обороты, что России, как любой разлад в стане врага, выгодно.
Александр Фидель