Зажатые между Китаем и США азиатские страны спешно наращивают арсеналы
Вооруженная Азия.
Ракетный ландшафт в Азии меняется, и меняется быстро, — сказал Дэвид Санторо, президент Тихоокеанского форума.
Согласно словам руководителя этого авторитетного исследовательского центра, которые приводит Reuters, небольшие страны, когда-то остававшиеся в стороне от гонки вооружений, сегодня создают арсеналы современных ракет большой дальности по примеру Китая и США.
В то время как Китай массово производит ракету DF-26 с дальностью действия до 4000 километров, а США ведут разработки новых средств доставки, чтобы противодействовать Пекину в Тихом океане, другие страны региона покупают или разрабатывают свои собственные новые ракеты.
Движут ими опасения, которые порождает мощь и политика Китая, одновременно с желанием уменьшить свою зависимость от Соединенных Штатов.
К концу этого десятилетия Азия будет кишеть обычными ракетами, которые летают все дальше и быстрее, наносят больший урон и являются более совершенными, чем когда-либо прежде, — резкое и опасное изменение по сравнению с последними годами, — заявляют эксперты Pacific Forum, ссылаясь на мнение аналитиков, дипломатов и военные.
По словам аналитиков, такое оружие становится все более доступным и точным, и по мере того, как некоторые страны приобретают его, соседи не хотят отставать.
Как пояснил «Ридусу» и. о. директора Института Дальнего Востока РАН профессор НИУ ВШЭ Алексей Маслов, расположенный в Гонолулу Pacific Forum в 2020 году вошел в список лучших аналитических центров США. В его штате работают бывшие военные, дипломаты и эксперты. Разумеется, есть у него и контакты со спецслужбами.
Это, скажем так, непростая организация, которая знает, о чем говорит, — отметил господин Маслов.
По его мнению, это не могло не отразиться и на тональности оценки ситуации Дэвидом Санторо. Говоря о ней, господин Маслов подчеркнул:
Мы имеем дело с классической американской оценкой безопасности, которая продвигается такими же военными: надо говорить о наращивании вооружений. При этом речь идет только об обычных, конвенциональных видах. Если посмотреть на доклад Pacific Forum, то в нем полностью игнорируется, например, вопрос кибербезопасности, — указал глава Института Дальнего Востока РАН.
Ничего страшного, просто бизнес
Ракеты не только обеспечивают стратегические преимущества, такие как сдерживание противников и усиление рычагов влияния на союзников. Они могут быть прибыльным экспортным товаром.
По словам Санторо, долгосрочные последствия гонки вооружений в Азии неясны, и есть небольшая вероятность, что новое оружие сможет уравновесить напряженность и помочь поддержать мир.
Более вероятно, что распространение ракет вызовет подозрения, спровоцирует гонку вооружений, усилит напряженность и в конечном итоге вызовет кризисы и даже войны, — сказал он.
Как отмечает Алексей Маслов, в последнее время США заметно усилили либо финансирование и совместные программы, либо передачу образцов вооружений своим союзникам и странам, у которых есть заметные разногласия (не военные) с Китаем, и своими действиями в регионе «гальванизировали» ситуацию.
США пытаются перевести экономические противоречия [этих стран] в военные — тогда сразу можно привязать эти страны к своим стандартам вооружений. Например, Австралия, которая имеет весьма серьезные экономические противоречия с КНР, Япония, спор которой с КНР об островах даже в Китае называют экономическим, — указывает Алексей Маслов.
Глава Института Дальнего Востока РАН отметил, что на прошлой неделе мы увидели мощнейшее наращивание взаимодействия между США и Тайванем именно в области вооружений и дипломатии: США поддержали открытие первого официального представительства Тайваня в Литве. Тайвань теперь выступает перед Китаем таким анфан-террибль, который постоянно раздражает КНР.
Председатель КНР Си Цзиньпин посетил гала-концерт в честь 100-летия образования Коммунистической партии Китая.
Что есть в арсеналах?
США
Как сообщает Reuters, согласно данным документов из военных источников, Индо-Тихоокеанское командование США (INDOPACOM) планирует развернуть новые образцы оружия большой дальности в «высоконадежных высокоточных ударных сетях вдоль Первой островной цепи». В нее входят Япония, Тайвань и другие тихоокеанские острова, окружающие восточные побережья Китая и России. Новое оружие включает в себя гиперзвуковую ракету дальнего действия (LRHW), которая может доставить высокоманевренную боеголовку со скоростью, более чем в пять раз превышающей скорость звука, к целям, находящимся на расстоянии более 2775 километров.
Представитель INDOPACOM сообщил Reuters, что никаких решений относительно того, где разместить эти ракеты, пока принято не было. Теоретически они могли бы быть размещены в США на острове Гуам, но тогда этим оружием нельзя нанести удар по материковому Китаю. Большинство американских союзников в регионе до сих пор не решались принимать их у себя. Некоторые из батарей могла бы разместить Япония, где базируется более 54 000 американских военнослужащих. Но тогда США, вероятно, придется вывести другие силы, сказал Reuters источник, знакомый с мнением японского правительства по этому вопросу.
Кроме того, предполагается, что размещение ракет LRHW вызовет гневную реакцию со стороны Китая.
Союзники Америки в регионе тем временем создают собственные арсеналы.
Австралия
Австралия недавно объявила, что потратит 100 миллиардов долларов в течение 20 лет на разработку перспективных ракет.
COVID и Китай показали, что зависимость производства ключевых товаров от расширенных глобальных цепочек поставок. Это справедливо и во время войны, которая включает применение современных ракет. Поэтому иметь производственные мощности в Австралии — разумное стратегическое мышление, — сказал Reuters Майкл Шобридж из Австралийского института стратегической политики.
Япония
Япония потратила миллионы на оружие дальнего действия и разрабатывает новую версию установленной на грузовике противокорабельной ракеты Type 12 с ожидаемой дальностью 1000 километров.
Южная Корея
Среди союзников США Южная Корея реализует самую серьезную программу создания собственных баллистических ракет. Этому способствовало недавнее соглашение с Вашингтоном о снятии двусторонних ограничений в данной области.
Корейская ракета Hyunmoo-4 имеет дальность действия 800 километров, что дает ей хороший охват на территории материкового Китая. И Китай это тревожит.
Когда у союзников США увеличиваются возможности обычных дальних ударов, шансы на их применение в случае регионального конфликта также возрастают, — написал в недавнем отчете пекинский эксперт по стратегической безопасности Чжао Тонг.
Южная Корея ведет ожесточенную ракетную гонку с Северной Кореей. Компания North недавно испытала улучшенную версию своей ракеты KN-23 с 2,5-тонной боеголовкой, которая, по словам аналитиков, нацелена на то, чтобы превзойти двухтонную боеголовку, установленную на «Хёнму-4». И этого уже более чем достаточно для противостояния режиму в Пхеньяне.
В то время как Северная Корея по-прежнему является основным стимулом ракетной экспансии Южной Кореи, Сеул разрабатывает системы с дальностью, превышающей то, что необходимо для противодействия Северной Корее, — сказала Келси Давенпорт, директор по политике нераспространения в Ассоциации по контролю над вооружениями в Вашингтоне.
Лидер КНДР Ким Чен Ын на военном параде по случаю 75-й годовщины основания Трудовой партии КНДР в Пхеньяне.
Тайвань
Вооруженные силы Тайваня, традиционно сосредоточенные на защите острова и отражении китайского вторжения, начинают выглядеть более наступательными. Тайвань публично не объявил о программе баллистических ракет, но в декабре Госдепартамент США удовлетворил его запрос на закупку десятков американских баллистических ракет малой дальности.
Официальные лица говорят, что Тайбэй массово производит оружие и разрабатывает крылатые ракеты, такие как Yun Feng, которые могут поразить даже Пекин. Все это направлено на то, чтобы «удлинить шипы тайваньского дикобраза» по мере того, как улучшатся возможности китайских военных, — сказал Ван Тин-юй, высокопоставленный депутат от правящей Демократической прогрессивной партии.
При этом тайваньский парламентарий настаивал на том, что ракеты на острове не предназначены для нанесения глубокого удара по Китаю.
Верны ли количественные оценки западных экспертов? Господин Маслов считает, что да. Однако в интерпретации этих данных собеседниками Reuters есть нюанс.
Доклад показывает, что прежде всего это реакция на действия Китая. В ответ на наращивание китайских арсеналов США и союзники вынуждены реагировать. На мой взгляд, здесь все перекручено с ног на голову, — считает господин Маслов.
По его словам, в аналогичных докладах Китая его действия представлены как реакция на усиление нестабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, которое стимулируют США.
Самые известные ракеты, которые Китай показывает на парадах, «Дунфан-26», в американской прессе называют «убийца Гуама». Это развитие ракетной программы КНР, которая начиналась серьезно с ракеты DF-21, предназначенной прежде всего против авианосцев, и развитие DF-17 — гиперзвуковой ракеты. Последняя как раз поставила вопрос о том, насколько вооруженные силы Японии и Южной Кореи способны защититься от нее. Американцы представляют свое вооружение как ответ на программу китайцев, а Китай — как реакцию на стимулирование США гонки вооружений в Азии, — отмечает господин Маслов.
Однако факт и то, что Китай за последние годы нарастил свои ударные силы в сегментах ВВС и ВМС. Китай впервые стал располагать колоссально мощным оружием. И если у США и России есть огромный опыт контроля над вооружением, то у КНР его нет, он впервые получил в свои руки такой объем военной мощи. Более того, Китай отказался от договора о нераспространении ракет среднего радиуса, которые будут защищать его в случае конфликта в Южно-Китайском море. Пропагандируя свою модель экономического развития, Китай все чаще говорит о своей военной грозности.
Это особенно ярко проявилось в выступлении Си Цзиньпина 1 июля на праздновании столетия КПК. Тогда Си практически официально заявил, что Китай готов давать отпор самым жестким образом. Даже при внутренней направленности этой риторики она заметно наращивает напряженность, — указал собеседник «Ридуса».
При этом военно-промышленный комплекс США, будучи в своей основе бизнесом, гораздо более заинтересован в наращивании вооружений и новых программах, чем их китайские коллеги, считает наш собеседник.
Китаю гонка вооружений не очень выгодна: там она, скорее, отнимает у государства деньги, которые китайские власти с большим удовольствием потратили бы на инфраструктурные проекты. Конфликты в АТР им невыгодны.
Вся модель Китая построена на расширении торговли и безопасной мирной инфраструктуры. Любой военный конфликт чреват для Китая колоссальными убытками из-за нарушения торговых коммуникаций, — сказал господин Маслов.
Гонка вооружений будет продолжаться…
…причем речь идет как о названных в докладе странах, так и о тех, которые включаются в гонку вооружений в объемах, которые позволяет их экономика, например Индонезия.
Вашингтон продолжит [несмотря на опасения КНР] поощрять своих союзников и партнеров инвестировать в оборонные возможности, совместимые с координированными операциями, — сказал Reuters высокопоставленный член комитета Палаты представителей по вооруженным силам США Майк Роджерс.
Аналитики говорят, что по мере ускорения распространения оружия наибольшее беспокойство вызывают ракеты, которые могут нести как обычные, так и ядерные боеголовки.
Трудно, если не невозможно, определить, вооружена ли баллистическая ракета обычной или ядерной боеголовкой, пока она не достигнет цели. По мере увеличения количества такого оружия возрастает риск непреднамеренной эскалации ядерного удара, — отмечает Келси Давенпорт.
«Это не безобидная игра, все может закончится случайным выстрелом», — согласен с американской коллегой Алексей Маслов.