Считаем ваши денежки! «Поле клоунов» от ЛДПР

На днях в Государственную Думу был внесен законопроект введения в России прогрессивной шкалы налогообложения, в рамках которого предполагается установить ставку от 0% до 35% в зависимости от уровня дохода.

Правда, имеется одна деталь. Законопроект был внесен депутатом от ЛДПР Ярославом Ниловым, а это означает, что принят он не будет. Это отчетливо понимают примерно все, включая самого Нилова. Впрочем, депутатам необходимо проводить какую-либо работу, в том числе, заниматься популистскими инициативами, что и было продемонстрировано.

Популистским я называю данный законопроект не потому, что против прогрессивной шкалы (наоборот, за, о чём речь пойдет ниже), а именно потому, что бесперспективность его понятна изначально. А если результат заранее очевиден, то единственная преследуемая цель — засветиться в общественно-информационном поле.

Теперь же перейдем к разбору законопроекта

Считаем ваши денежки! "Поле клоунов" от ЛДПР

Итак, Нилов предлагает обнулить НДФЛ в том случае, если годовой доход не превышает 360 тысяч рублей включительно (30 тыс в месяц). Далее выстраивается следующая конструкция:

  • 13% при доходе от 360 тыс до 5 млн рублей
  • 603,2 тыс рублей при доходе от 5 до 10 млн рублей + 15% от суммы, превышающей 5 млн рублей
  • 1,35 млн рублей при доходе от 10 до 50 млн рублей + 25% от суммы, превышающей 10 млн рублей
  • 11,35 млн рублей при доходе от 50 до 100 млн рублей + 30% от суммы, превышающей 50 млн рублей
  • 26,35 млн рублей при доходе от 100 млн рублей + 35% от суммы, превышающей 100 млн рублей

Как видим, авторы законопроекта подошли к вопросу нестандартно. Предусмотрена как фиксированная сумма, так прогрессивная процентная ставка. На конкретных значениях я бы не хотел заострять внимание. По ним можно дискутировать, но, в целом, всё выглядит более-менее адекватно.

Однако Ярослав Нилов так прокомментировал свою инициативу:

В условиях дефицита бюджета любые новые инициативы, безусловно необходимые на фоне продолжающегося имущественного расслоения в обществе и направленные на укрепление мер социальной поддержки граждан, требуют адекватных источников финансирования. Один из оптимальных вариантов решения — введение прогрессивной шкалы налогообложения

Помимо этого в пояснительной записке обозначено, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ позволит обеспечить социальную справедливость, на что у граждан созрел соответствующий запрос. Этот аргумент не является новым, поэтому его комментировать не буду. Разумеется, прогрессивная шкала выполняет функцию повышения уровня социальной справедливости.

Но что касается компенсации дефицита бюджета, то данное соображение ЛДПРовцев выглядит неубедительным.

Во-первых, с бюджетом у нас всё нормально. Дефицит в 1% от ВВП (1,6 трлн рублей) — управляемый дефицит, который необходим для фронтального экономического развития. Хуже, когда имеется профицит бюджета, поскольку правительство расписывается в этом случае в своей некомпетентности, т.к. не знает, куда потратить деньги. К счастью, эти времена в прошлом.

Во-вторых, авторы законопроекта не представили никакие расчеты. А, именно, сколько будет собрано дополнительных финансовых ресурсов при введении прогрессивной шкалы налогообложения. И будут ли они собраны вообще. В пояснительной записке сказано, что "могут быть произведены после уточнения численности граждан, получающих доходы, облагаемые установленными законопроектом ставками НДФЛ". Но, господа. Если вы предлагаете такие фундаментальные вещи, то, наверное, должны подойти к вопросу ответственно. И продумать каждую деталь.

Далее. Депутаты от ЛДПР фактически предлагают снести ныне существующую систему НДФЛ, когда налог зачисляется в региональные бюджеты и направлять все сборы в федеральный:

При возникновении ситуации с неравномерным изменением объемов поступлений от НДФЛ в бюджеты разных регионов полагаем, что следует рассмотреть вопрос об изменении порядка зачисления НДФЛ в нормативе 100% в федеральный бюджет с дальнейшим распределением между субъектами Российской Федерации

И здесь возникает следующий вопрос: каким образом будет осуществляться это самое распределение между субъектами России? Кто будет за него отвечать и кто будет определять, сколько кому необходимо выделить? Нынешняя система зачисления НДФЛ в региональные бюджеты, в целом, понятна и прозрачна. Да, она создает дисбалансы, когда условная Москва получает кратно больше, чем условная Псковская область. Но налоговая система России и так максимально централизована, что лишает регионы финансовой самостоятельности.

Теоретически НДФЛ, конечно, можно собирать в федеральный бюджет. Но тогда необходимо сразу же предложить механизм распределения. Как вариант — распределять пропорционально количеству жителей в том или ином регионе. Хотя стоимость жизни и затраты на социальное обеспечение в том или ином субъекте значительно различаются. Как вариант, подумать о введении системы коэффициентов. В общем, вопрос достаточно сложный и требует тщательной проработки, чего ЛДПР не сделала.

И последнее. Каким образом предполагается бороться с массовым переходом наемных сотрудников с высокими зарплатами на ИП, где можно платить лишь 6%? Это однозначно случится при введении прогрессивной шкалы налогообложения. И всё будет в рамках действующего законодательства. Данный риск в пояснительной записке к законопроекту не предусмотрен, не говоря уже о предложении по его купированию.

Краткий вывод. В России, безусловно, необходимо переходить к прогрессивной системе налогообложения. При правильно выстроенном механизме она эффективно выполняет как социальную, так и фискальную функции. Однако данный вопрос является чрезвычайно сложным и требует кардинального пересмотра и других норм налогового законодательства.

Но, к сожалению, введение реальной прогрессивной шкалы в нашей стране в ближайшее время не предвидится. Хотя недавний опыт повышения уровня НДФЛ до 15% при доходах свыше 5 млн рублей можно признать успешным. Тем не менее, его масштабирование откладывается не неопределенный срок.

А все законодательные инициативы, подобно той, о которой речь шла выше, носят исключительно популистский характер. И как выясняется при их анализе, имеют ещё и низкий уровень проработки. Такой, что если принимать в том виде, в котором они написаны, мы получим не социальную справедливость, а хаос во всей налоговой системе.

Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!