Этот олигарх и экс-губернатор дорого заплатит за роскошь: Ракеты ПВО на борту бронированных яхт бесполезны, когда судно не на ходу

Этот олигарх и экс-губернатор дорого заплатит за роскошь: Ракеты ПВО на борту бронированных яхт бесполезны, когда судно не на ходу

Бывший депутат Госдумы и глава округа на заправку одного судна тратит сумму, равную годовому бюджету краевой больницы.

Роман Абрамович, несмотря на то, что живет в Португалии и является почетным гражданином Израиля, уже три года ходит под санкциями. О том, как он попал на большие деньги, «Новороссии» рассказал военный обозреватель Александр Тагиров.

– Две суперъяхты миллиардера Абрамовича оказались оснащены системами ПВО. Зачем Абрамовичу ракеты на борту прогулочного судна?

– Пираты или судно может попасть в зону военных действий – мало ли опасностей в Мировом океане. Здесь важно понимать, что Роман Абрамович – не просто миллиардер, он бывший депутат Госдумы и экс-губернатор Чукотского автономного округа, фигура на стыке большого бизнеса и большой политики. К тому же долгие годы его называли неким «связным» между западными элитами и властями России. Отсюда все эти беспрецедентные системы безопасности: ПВО, бронирование, датчики движения – это попытка создать неприкосновенное пространство для себя и своих гостей, что важно, в любой точке мира.

– Какие суда у него в активе?

– Известно о двух огромных яхтах, которые принадлежат Абрамовичу. Это Solaris и Eclipse. Eclipse на момент спуска на воду была самой дорогой яхтой в мире, а Solaris – одной из самых технологически совершенных. Они стали символами эпохи, когда нувориши России чувствовали себя включенными в систему мировых элит, а значит – абсолютно неприкосновенными персонами.

Этот олигарх и экс-губернатор дорого заплатит за роскошь: Ракеты ПВО на борту бронированных яхт бесполезны, когда судно не на ходу

– Но ситуация, надо полагать, изменилась?

– Да, и история с яхтами Абрамовича это подтверждает. Обе сейчас находятся на ремонте в Турции. С момента введения жёстких санкций европейские порты для них закрыты. Турция, которая проводит многовекторную политику, стала одной из немногих «тихих гаваней», где такие активы могут хоть как-то обслуживаться. Это не совпадение, а вынужденная необходимость.

– Неужели яхты олигарха в условиях санкций заржавели?

– Можно и так сказать. Просто ракеты ПВО на борту бронированных яхт бесполезны, когда судно не на ходу. Зенитные орудия не спасут от технического износа ключевых узлов и логистического коллапса, вызванного санкциями.

– Получается, что есть такие проблемы, которые не способны решить даже деньги Абрамовича. Его фамилия у нас считается чуть ли не синонимом слова «олигарх».

– Представляете, это так. Плавать по миру и заказывать дорогостоящее оборудование теперь не так просто. А что касается денег… Даже у Абрамовича они не бесконечны, к тому же они постепенно иссякают. Особенно учитывая расходы. Вот взять те же яхты. Только годовое обслуживание одной из них эксперты оценивают минимум в 50-70 миллионов долларов. Это зарплата экипажа в 60-70 человек, топливо, страховка, портовые сборы.

– Кажется, даже чтобы заправить такую яхту, требуется астрономическая сумма.

– Именно так. Например, в 2023-м дозаправка Solaris в Турции обошлась почти в 790 тысяч долларов. Целый бюджет краевой больницы! А любой внеплановый ремонт в условиях санкций – это многомиллионные расходы из-за необходимости искать обходные пути для поставки запчастей. Европейские подрядчики не могут их обслуживать, запчасти недоступны, цепочки поставок разорваны. Это наглядная иллюстрация того, как геополитика бьёт по самым сложным технологическим системам.

– Изменился ли статус самого Абрамовича после того, как его яхты встали на прикол?

– Разумеется, ведь эти яхты были его внешним атрибутом, физическим воплощением его могущества. То, что они теперь ограничены в передвижении и требуют титанических усилий для простого поддержания на плаву, – это красноречивый признак того, как изменился статус всей нашей компрадорской элиты, чьи активы и возможности резко сузились.

– Они-то думали, будто находятся на вершине власти, чуть ли не в тайных обществах. Так, Чубайса даже в Бильдербергский клуб приглашали, а теперь он просто пенсионер Мойша Израильевич, сидящий за границей…

– Причем у Абрамовича практически такая же история: его аппаратный вес в России резко снизился после начала СВО. Этот олигарх и экс-губернатор дорого заплатит за роскошь – очень скоро к нему придет понимание, что деньги кончаются, а в новой России он никому не нужен. Хотя я бы не исключал вероятные вопросы СК к Роману Аркадьевичу. А за границей он так и не стал своим. Это закономерный путь для любого олигарха, поставившего свои интересы выше государственных.

Автор: Сергей Иванов