На выход: Могильщица русской экономики отправлена в отставку

На выход. Могильщица русской экономики отправлена в отставку

«Правая рука» Набиуллиной Ксения Юдаева покидает место в Совете директоров Банка России. Ранее, несколько месяцев назад, случилась её неожиданная отставка с поста первого заместителя Набиуллиной. Уход получился, действительно, довольно странным, ведь на протяжении десяти лет именно Юдаева считалась «серым кардиналом» Центробанка, являясь идеологом «курса Набиуллиной».

Автором всех проблем с ЦБ, которые мы имеем сейчас, является Ксения Юдаева. Именно она смогла обосновать и утвердить у Набиуллиной переход Банка России от либеральной к ультралиберальной политике. И, разумеется, за все происходившее с 2013 года ответственность несет не только Эльвира Сахипзадовна, но и её бывший первый заместитель.

Вспомним 2014 год. Тогда Россия впервые столкнулась с кризисом, который был вызван внешним давлением. То есть, геополитической санкционной историей. Однако тогда наша страна впервые получила реальный шанс на кардинальный пересмотр своей экономической политики, что, увы, не было сделано (за исключением точечных вещей вроде сельского хозяйства, ВПК или же самолетостроения). А что касается финансовой политики Центробанка, то она стала ещё более глобалистской и прозападной.

Единственное значимое достижение ЦБ в «межвоенный» период — создание суверенной финансовой инфраструктуры (СПФС, карта «Мир», СБП). Впрочем, это можно обосновать не только заботой регулятора о финансовом суверенитете России, а маниакальным стремлением поставить весь банковский сектор под собственный контроль. Что, в общем-то, и удалось достичь. Хоть здесь интересы ведомства Набиуллиной и государственников совпали.

Но сейчас обратим внимание на следующее

Для начала необходимо понимать, где Юдаева получала образование, и кем были её учителя.

В 2014 году Юдаева разработала стратегию проведения ультралиберальной политики, основными идеологическими пунктами которой были:

  • Переход к таргетированию инфляции (установленный таргет — 4%)
  • Переход к плавающему курсу рубля
  • Либерализация трансграничных потоков капитала

Данные принципы были полностью поддержаны Эльвирой Набиуллиной и воплощены в жизнь. Результат, увы, оказался соответствующим и ожидаемым, ведь даже до 2013 года, когда господство либерализма и глобализма России было на пике, внедрять настолько неоколониальные практики никто не рисковал.

Вышеуказанные принципы фактически обрекли русскую экономику на стагнацию, которая и происходила в 2014-2019 годах (средний рост ВВП 0,95%). Кризис 2014-2015 годов имел относительно безболезненные для нас изначальные условия. В 2020 и 2022 годах всё было куда опаснее, однако и в 2021 и в 2023 годах происходило V-образное восстановление, что нельзя сказать о событиях девятилетней давности. Если в последние годы правительство отрабатывает образцово-показательно, вытаскиваю избавляя нашу экономику от проблем, то тогда на ультралиберальный курс ЦБ наложился ещё и либеральный курс кабмина.

Теперь рассмотрим, к чему привел каждый из внедренных Юдаевой принцип. Переход к инфляционному таргету в 4% изначально выглядел неадекватно. Почему он должен быть именно 4% — никто внятно не объяснил. Единственный аргумент, который высказывали околоцбшные деятели, заключался в том, что таргет ЕЦБ составляет 2%, поэтому у нас должен быть 4%. Вот она самая настоящая неоколониальная финансовая система.

На практике появление таргета привело к проведению жесткой денежно-кредитной политики на регулярной основе, что значительным образом тормозило и тормозит наше экономическое развитие. Так, по расчетам академика Глазьева совокупный ущерб от проведения политики таргетирования инфляции составляет 50 трлн рублей недопроизведенной продукции с 2014 года.

Переход к плавающему курсу рубля наряду с таргетированием инфляции стал дополнительным тормозом развития русской экономики. Для корпоративного сектора он означает невозможность планировать свою инвестиционную деятельность. Возникают серьезные проблемы с проведением политики импортозамещения, ведь доля зарубежного оборудования/комплектующих/услуг даже в отечественной продукции существенна.

Яркий пример — автопром, где локализация производства и выпуск российских деталей является постепенным процессом, растягиваемым во времени. Постоянная девальвация национальной валюты в лучшем случае тормозит подобный процесс, в худшем — ставит крест на планах.

Плавающий курс также ведет к сокращению реальных доходов населения. Ведь в потребительском сегменте доля прямого и косвенного импорта составляет от 50 до 66% в зависимости от социальной группы граждан. Естественно при девальвационных скачках стоимость товаров и услуг для населения значительно вырастает.

И последний важный принцип — либерализация трансграничных потоков капитала. Автором данного правила Юдаева не является. Либерализацию трансграничных потоков начал ещё Алексей Кудрин в 2006 году. Тем не менее Юдаева обосновала правильность этого курса и ещё больше упростила правила вывода капитала из страны. Вкупе с переходом к плавающему курсу финансовым спекулянтам стало выгодно заводить в Россию капитал, играть на валютном рынке и выводить ещё большие деньги.

Нестабильность национальной валюты автоматически «принуждали» как банки, так и предприятия реального сектора держать деньги в долларах/евро и, желательно, вне российского финансового контура. Там, где имеется хоть какая-то стабильность и предсказуемость. Именно при Юдаевой в 2014 году произошел самый крупный тогда отток капитала в размере 152 млрд долларов. Центробанк этому попустительствовал.

А накопленный объем оттока капитала в 2013-2022 годах составляет 750 (!) млрд долларов. Центробанк не просто не борется с выкачкой из России ресурсов, но и максимально упрощает этот процесс.

В общем, вклад Ксении Юдаевой в либерализацию финансового сектора России и подчинение его интересам Запада сложно переоценить. Теперь экс-зампред Центробанка лишилась места ещё и в Совете директоров. Варианта здесь два.

Первый — аппаратная победа государственников. С Набиуллиной пока что сделать, увы, ничего нельзя. Но можно лишить её «правой руки». Ведь именно Юдаева готовила аналитические обоснования для проведения жесткой денежно-кредитной политики, повышения ставки и т.д. Не открою секрет, если напишу, что в правительстве уже давно имеется не просто недовольство, но и откровенное раздражение политикой ЦБ. Многие результаты работы различных министерств и ведомств просто обнуляются регулятором. Когда сидишь ночами, разрабатываешь и внедряешь проект, а потом выходит Набиуллина, необоснованно повышает ключевую ставку и у тебя заканчиваются финансовые ресурсы для его финансирования, ничего кроме раздражения это вызвать не может.

Второй вариант — Юдаева сама попросилась «на пенсию». Сделала свое дело, внедрила ультралиберальные принципы в политику ЦБ, и можно уходить. Глядишь ещё и работу где-нибудь в МВФ предложат.

Впрочем, я склоняюсь больше к первому варианту, поскольку отставка как с должности первого заместителя Набиуллиной, так и вылет из состава Совета директоров стали, действительно, неожиданными. Да, Юдаева сохранила должность советника главы ЦБ, но это уже совершенно другие полномочия и возможности. Советовать она может что угодно, но реальных рычагов влияния Юдаева лишилась. И это, безусловно, является позитивным событием