Что известно о «черном ящике» самолета Пригожина — для чего нужны «черные ящики»

23 августа 2023 года глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин разбился в авиакатастрофе вместе с девятью людьми, включая известного командира частной военной компании Дмитрия Уткина Вагнера. Точная причина трагедии не названа до сих пор.

Что известно о «черном ящике» самолета Пригожина — для чего нужны «черные ящики»Евгений Пригожин и черный ящик (бортовой самописец). Фото: кадр из видео, Reuters

Бизнес-джет бывшего руководителя частной военной компании «Вагнер» Евгения Пригожина разбился в Тверской области 23 августа 2023 года. На борту с предпринимателем было еще девять человек. Среди погибших числится сооснователь ЧВК Дмитрий Уткин, он же — Вагнер. С момента трагедии прошло более 1,5 месяца, но причина случившегося до сих пор не озвучена.

Президент Российской Федерации Владимир Путин на валдайском форуме заявил, ссылаясь на главу СК РФ Бастрыкина, что внутри самолета взорвались гранаты. Об этом свидетельствуют фрагменты снаряда, найденные в телах погибших. Но следователи еще не завершили расследование. Таким образом официальная версия трагедии не озвучена, а слова президенты далеко не все приняли как итог всей истории.

Эксперты и простые россияне просят обнародовать данные, которые несет в себе «черный ящик» самолета Пригожина, но в чем секрет этого устройства?

Что такое «черный ящик» в самолете?

Черные ящики, иногда называемые электронными блоками защиты данных (FDR) и регистраторами разговора в кабине (CVR), — это важные устройства, установленные во всех пассажирских и грузовых самолетах. Эти устройства имеют решающее значение для безопасности и разгадывания причин авиационных происшествий. Давайте разберемся, зачем они нужны и что они делают.

Зачем они нужны?

Черные ящики не являются действительно черными — они обычно окрашены в яркий цвет, чтобы облегчить их поиск и обнаружение после крушения. Они состоят из двух частей: Регистратор разговора в кабине (CVR) и электронный блок защиты данных (FDR). CVR записывает разговоры и звуки в кабине пилотов, а также звуки двигателей и другие важные аудиозаписи. FDR записывает разнообразные параметры полета, такие как высота, скорость, угол наклона, а также данные о состоянии двигателей и систем самолета.

Цель черных ящиков заключается в том, чтобы предоставить следственным органам, инженерам и авиационным специалистам данные и аудиозаписи, которые могут помочь в раскрытии причин авиационных происшествий. Это является неотъемлемой частью процесса обеспечения безопасности в авиации и разработки новых мер безопасности.

Что они делают?

CVR и FDR работают в течение всего полета и постоянно записывают данные. Они обеспечивают записи на последние 2 часа полета, включая разговоры в кабине и множество важных параметров полета. После крушения эти устройства способны выдерживать высокие температуры, давление и удары, что обеспечивает сохранность данных.

Важно отметить, что черные ящики обязаны быть оборудованы сигнальными маяками, которые издают ультразвуковой сигнал для облегчения поиска и обнаружения. Эти маяки работают на большие расстояния под водой и могут помочь спасателям найти черные ящики на дне океана в случае авиакатастрофы над водой.

Что можно узнать по черному ящику?

Черные ящики могут предоставить ценную информацию в случае авиационных происшествий. Рассмотрим, что можно узнать:

  • записывает разговоры и команды, произносимые пилотами в кабине. Это может помочь выявить неправильные действия или коммуникацию, которые могли привести к аварии;
  • фиксирует данные о высоте, скорости, угле наклона, положении руля и других параметрах полета. Эти данные помогают реконструировать события перед аварией;
  • также регистрирует данные о состоянии двигателей, систем авионики и других важных компонентов самолета, что может помочь в выявлении технических неисправностей.

Где «черный ящик» Евгения Пригожина?

Последние материалы в средствах массовой информации, посвященные бортовому самописцу с самолета Евгения Пригожина, выходили в конце августа, через несколько дней после трагедии. Актуальной информации о случившемся до сих пор официально нет.

Генерал-майор, заслуженный летчик России Владимир Попов заявил, что «черный ящик» Пригожина мог просто уничтожиться. Более того, устройства может вовсе не быть. На бизнес-джетах их установка не регламентирована. Речь идет исключительно об импортных воздушных судах. Российские самолеты при любом раскладе имеют самописцы на борту.

— И по нашим правилам, и по правилам ИКАО «черный ящик» должен выдерживать перегрузку 30 и более единиц, температуру 800-1000 градусов в течение, допустим, полутора-двух минут, — заявил Попов.

Таким образом у самописца есть все шансы пережить трагедию и оказаться в руках специалистов для проведения дальнейшего расследования.

25 августа 2023 года стало известно, что следователи все же изъяли «черные ящики» с самолета Евгения Пригожина. Однако подробной информации после их получения никто не публиковал. Вероятно, ждать итогов следует с завершением расследования Следственного комитета Российской Федерации.

Источник: Курьер.Среда