Хвост российского истребителя Су-75 – ключ к его незаметности
Новый российский истребитель обладает очевидными стелс-качествами. Они видны в передней части самолета… и сзади. В данном случае — хвостовые поверхности, пишет журнал Forbes.
Ожидается, что одномоторный истребитель, который его производитель «Сухой» называет Су-75 Checkmate («Разгром» или «Шах и мат»), дебютирует со дня на день на авиасалоне МАКС на аэродроме Раменское в Московской области.
Фотографии самолета просочились в преддверии его официального дебюта. Возможно, «Сухой» или его материнская компания «Ростех» поощрили утечки в рамках маркетинговой кампании Checkmate.
Истребитель в общем и целом является прежде всего экспортным товаром. Реклама имеет решающее значение для его успеха.
Утечки также — пища для аналитиков. Независимо от того, является ли демонстрируемый на МАКСе самолет макетом или демонстрационным летающим аппаратом, элементы его дизайна говорят сами за себя.
«Сухой» разрабатывает небольшой, маневренный и потенциально очень малозаметный истребитель, наибольшим препятствием которого, — помимо его потенциальной стоимости, — может быть явно ограниченный внутренний запас топлива и, как следствие, короткий радиус боя.
Малозаметные компоненты Checkmate многочисленны. Воздухозаборник для нижней передней части фюзеляжа с характерным «прикусом» явно намекает на то, что инженеры «Сухого» использовали сверхзвуковой впуск без дивертора, который мог бы частично скрыть наиболее радиоотражающий компонент истребителя — турбину двигателя. Один только вход мог бы объяснить большую часть малозаметности Checkmate.
Теперь рассмотрим хвостовое оперение или киль нового истребителя. Вместо отдельных горизонтальных и вертикальных стабилизаторов с движущимися рулями направления и рулями высоты, он имеет так называемое V-образное оперение. Пара односекционных плоскостей управления наклонены примерно под углом 45 градусов относительно горизонтальной плоскости фюзеляжа.
V-образный киль помогает уменьшить количество легко обнаруживаемых поверхностей на реактивном самолете, сохраняя при этом его хорошую маневренность.
Крылья и горизонтальные поверхности управления с их прямолинейными кромками и большими площадями поверхности являются основным источником радиолокационной отражаемости. Вертикальные стабилизаторы также являются радиолокационными отражателями под определенными углами относительно противника.
Устраните горизонтальные и вертикальные стабилизаторы, и вы уменьшите количество краев и плоскостей, от которых энергия радара может отражаться обратно к излучателю. Проблема в том, что самолету нужны рули высоты и рули направления.
V-образное оперение или V-образный киль по существу объединяет оба элемента, снижая при этом их заметность. Весь угловой стабилизатор управления двигается, толкая нос самолета вверх или вниз и в одну или другую сторону — и делает это, не подставляя радарам на земле строго горизонтальные или вертикальные поверхности, от которых отражается их энергия.
V-образный киль Checkmate, скорее всего, сделает его более незаметным, чем, скажем, МиГ-29, но не без проблем для качества управления. Для такого киля требуются сложные системы управления полетом.
Когда инженеры корпорации «Нортроп» (Northrop) разработали YF-23 — большой, причудливый истребитель, который проиграл YF-22 в конкурсе передовых тактических истребителей ВВС США, — им пришлось изобрести новый тип привода для движения V-образного оперения самолета.
«Сухой» несомненно решил, что потенциальные выгоды V-образного оперения компенсируют его недостатки. То есть незаметность хвоста стоит того, что им будет труднее управлять.