Искусственный интеллект может начать слушать телефоны россиян
Уровень телефонного мошенничества поможет сократить образованность россиян в информационном пространстве. Со временем телефонные разговоры людей сможет подслушивать искусственный интеллект. Такое мнение в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» высказал специалист по кибербезопасности Сергей Вакулин.
Участники российского рынка и представители нескольких ведомств предложили включить в национальную программу «Цифровая экономика» сокращение телефонного мошенничества. Члены рабочей группы надеются до 2024 года сократить уровень телефонных афер в десять раз.
«Включение новых целей в паспорт проекта и их финансирование требуют дополнительной проработки и пока не обсуждались», – цитирует РБК материал рабочей группы по направлению «Информационная безопасность» при АНО «Цифровая экономика».
Представители АНО должны до 1 октября передать председателю наблюдательного совета организации вице-премьеру Дмитрию Чернышенко список мер для достижения этих целей.
Мошенников в России хорошо кормят
Сократить телефонное мошенничество в десять раз предложили Сбербанк, «МегаФон», «ВымпелКом», «Ростелеком», «ЭР-телеком холдинг» и другие компании, а также ЦБ, МВД, Минцифры и Роскомнадзор. По словам специалиста по кибербезопасности Сергея Вакулина, пока сложно понять, как именно будет работать предложенная в нацпрограмму система.
«Мне очень интересно будет посмотреть, как эта система будет работать. Пока мы видим просто анонс. Я могу догадываться, как все это будет взаимодействовать, например, по «пакету Яровой». По нему у нас предусмотрено хранение свыше полугода записей разговоров, смс, поэтому система, возможно, будет работать таким способом, что звонки будут прослушиваться в любом случае искусственным интеллектом. Он будет понимать, где ложь или мошенничество», – предполагает спикер.
Телефонное мошенничество в России очень развито, говорят эксперты. Официальная статистика говорит, что в 2020 году мошенники списали у россиян на 70% больше средств, чем годом ранее. По данным МВД, в прошлом году зарегистрировано 510 тысяч преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
По словам Вакулина, мошенники ежемесячно придумывают новые способы разводов. Примечательно то, что защитить себя от нежелательного диалога с аферистами достаточно легко.
«От телефонного мошенничества защититься очень просто, существуют множество программ и приложений, которые показывают, кто вам звонит. Например, сервисы Яндекса или GetContact.
На 100% они работать не будут, но люди, которым уже звонили, зачастую записывают данные о номере телефона, добавляют всякие теги. Я тоже пользуюсь этими приложениями. У меня, когда кто-то звонит, появляется окно, и я вижу сразу кто это. Мошенников эти системы в основном помечают», – говорит эксперт.
Учиться никогда не поздно
По словам экспертов, мошенники используют так называемую социальную инженерию. Их новые методы зачастую не сильно отличаются от устаревших. Но главное, что цель всегда одна — заполучить персональные данные и конфиденциальную информацию о клиенте.
Сейчас в России для борьбы с мошенниками предложили ввести регулирование IP-телефонии, ограничить или контролировать звонки с ее использованием, блокировать звонки с подменой номера на уровне операторов и ввести ограничения на транзит мошеннического трафика.
«Я считаю, что в приоритете все-таки, чтобы люди были более грамотными в информационном пространстве. Кто чаще всего попадается на мошенников? Те люди, которые плохо разбираются в информационных технологиях. Например, пожилые люди», – говорит эксперт.
Вакулин также подчеркнул, что мошенники всегда надеются, что жертва, поднявшая трубку, окажется пенсионером, а не молодым человеком, который знает много про мошенников, а также понимает, что, например, сотрудник службы безопасности банка ему точно не позвонит.
«Если мы добьемся результата, что абсолютно все люди будут понимать, что такое мошенничество, какие методы существуют, то только тогда оно прекратится», – подытожил эксперт.