Декоммунизированная Украина хочет лечь под коммунистический Китай
В конце июня с. г. министры торговли Китая и инфраструктуры Украины подписали Соглашение между правительством Китайской Народной Республики и правительством Украины об углублении сотрудничества в области инфраструктурного строительства.
Вместе с тем, как известно, 40 ведущих западных стран в ООН обвинили Пекин в нарушение прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. И Украина из желания выслужиться перед США тоже подписала это заявление, но вдруг неожиданно для всех отозвала свою подпись. Отзыв был осуществлен за несколько дней до подписания с Китаем инвестиционного соглашения, и китайская сторона горячо приветствовала этот шаг Украины.
Как представляется, факт подписания Соглашения с Китаем и отзыв Украиной подписи под обвинением Китая в нарушении прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе стал неожиданным в основном для украинских политических сил, ратующих за вхождение Украины в ЕС и НАТО.
Они рассматривают факт подписания инвестсоглашения как давление и шантаж Пекина, считают, что сотрудничество с Китаем будет стоить Украине дорого.
Чем же опасно сотрудничество с Китаем для Украины? Свидомые поясняют, что Китай, в отличие от МВФ, действительно не «выкручивает руки», не требует контролировать дефицит бюджета и реформ. Но тем самым загоняет страны в долговую яму, из которой сложно выбраться.
«Китай не требует от вас меняться. У него другая цель. Китай поддерживает свои интересы своими кредитами. Потому что под китайские кредиты правительство нанимает китайскую компанию, которая привозит китайских рабочих, и они строят что-то. В результате страна получает порт или дорогу, китайские компании получают прибыль, но страна получает резкий рост долга».
Чем-то это напоминает аргументацию противников получения электроэнергии из России: она там стоит дешевле западной, что заставляет покупать ее больше…
Дальше ― больше, проблема китайского долга состоит в том, отмечают свидомые, что по нему обязательно придется платить государству. В пример приводят несколько стран, которые взяли кредит у Китая. Так, долговая нагрузка Черногории после кредитования у Китая превысила ВВП в два раза. Страна с населением 600 тысяч человек, которая взяла кредит у Китая на 800 млн долларов для строительства дороги. Для Черногории это безумная сумма. А китайцы уже пришли и требуют. Говорят, например, что им очень нравится порт.
Кое-кто утверждает, что Киев заключил кредитное соглашение с Пекином, чтобы шантажировать США, требуя для себя большей поддержки.
Как говорится, есть логика, есть женская логика, но теперь в мире появилась и логика украинская…
Для Америки и ЕС это событие не стало сюрпризом. Некоторые европейские эксперты считают, что Китай шантажировал Украину поставками собственной вакцины от COVID-19. Однако довольно странно слышать нечто подобное и от главы дипломатии Евросоюза Жозепа Борреля, который во время визита в Хорватию заявил (но, как всегда, без конкретики) о необходимости реагировать на «вакцинную дипломатию», к которой якобы прибегают Россия и Китай (из сообщения Total Croatia News).
Но отрицательная реакции со стороны Белого дома и Брюсселя на этот «дерзкий» шаг украинского руководства отсутствует… И это наводит на мысль, что вопрос был предварительно согласован и одобрен Западом, который решает таким путем многие деликатные вопросы в отношениях с Украиной.
Согласование на Западе этого вопроса велось параллельно с переговорами Украины с Китаем. Но становится очевидным, что обязательным условием с китайской стороны был отзыв украинской подписи под заявлением западных стран о ситуации в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
И 30 июня с. г. между сторонами соглашение было подписано. По существу, это типовой для китайского инвестиционного вторжения договор, уже опробованный Китаем в Африке и Южной Америке. То есть в тех странах, где оплата за произведенные инвестиции не вызывает особых сомнений, а возможные незначительные неувязки могут быть урегулированы цивилизованным путем.
На Украине же подобные «неувязки» решаются весьма специфическими методами, в чем китайское руководство уже должно было убедиться на примере покупки акций завода «Мотор Сич» на сумму более 3,5 млрд долл.
Здесь одно из двух: либо такая сумма не считается для Китая значимой для его экономики, либо отзыв даже одной подписи в заявлении в ООН 40 западных стран может оцениваться в такую сумму. При этом вряд ли Китай с его мощными разведывательными позициями в США мог не знать, что вопрос согласован Украиной с Белым домом. Значит, у китайского руководства могли быть при этом далеко идущие политические или даже геополитические причины, какие в определенной мере просматриваются из содержания соглашения: железнодорожный транзит, аэропорты, порты, коммуникации и муниципальное инженерное строительство.
Стоит отметить, что одновременно между Китаем и Украиной прорабатывается еще соглашение о безвизовом режиме. И что-то подсказывает, что в первую очередь им воспользуются рабочие из Китая ― для работы и обслуживания инвестиционных проектов. А у украинских заробитчан при этом, конечно, очень мало шансов выехать на работу в Китай.
Объем соглашения, как видим, пока не очень большой ― миллиард долларов. Все-таки опыт с «Мотор Сич» чему-то научил Китай.
Интерес Китая понятен. Это стремление «освоить» Украину для перспективного экономического закрепления ее за собой и создания там транспортной инфраструктуры для доставки в Европу китайских товаров.
Для Китая важно сохранить свои позиции на Украине и в любом случае, любыми силами ― будь то развал страны или захват в ней власти сторонниками Новороссии.
На очевидные возражения, что подобное развитие ситуации мало кто рассматривает в силу доминирующих сегодня антироссийских настроений среди населения, обращу внимание на способности украинских политиков быстро переобуваться на ходу. Ну а что касается основной массы населения, то материалисты считают, и не без основания, что бытие определяет сознание. А для Украины это положение марксизма является особенно очевидным из-за прогрессирующего обвала экономики.
Чем же можно объяснить молчаливое согласие США и ЕС на развитие экономических отношений между Украиной и Китаем?
Что касается США, здесь явно просматривается возможность использовать Украину, для того чтобы еще раз «кинуть» Китай по образцу «Мотор Сич».
То есть вполне возможно, что в какой-то определенный момент Украина по указанию вашингтонского обкома может вернуться и к включению вновь своей подписи под известным заявлением, и к присоединению к новым драконовским санкциям Запада против Китая.
Для Украины это могло бы стать очередным поводом не платить Китаю за его инвестиции (то есть «Мотор Сич» ― дубль два). Плюс вклад в подрыв китайской стратегии «Один пояс ― один путь», по крайней мере на украинском направлении. А созданные при этом транспортные артерии были бы очень полезны для Украины.
Заключение экономического соглашения Украины с Китаем ослабило бы на какое-то время прессинг Украины на МВФ с целью выбить новые и согласованные ранее кредитные транши. И всякий раз украинское руководство пытается использовать для этого возможности Соединенных Штатов или ЕС. Понятно, что эти постоянные просьбы о помощи уже порядком надоели всем на Западе. Ведь понятно: вся оказываемая помощь в значительной степени расхищается коррумпированным руководством страны.
Конечно, для США все еще важно сохранить рычаг политического давления на украинское руководство ― новые требования по линии МВФ в качестве обязательного условия для выделения очередного транша материальной помощи или кредитов.
Деньги от МВФ Украине крайне необходимы для сведения концов с концами при формировании очередного бюджета. Выполнить же требования МВФ власти незалэжной или не хотят по известным причинам, или не могут, боясь вызвать очередной майдан из-за неизбежного падения жизненного уровня населения. Тем более что наметилась некая постоянная тенденция: при выделении очередного транша всякий раз обязательно падает жизненный уровень населения.
Совсем же не выделять деньги Украине МВФ уже не может, потому что значительная их часть идет на погашение процентов по предыдущим кредитам. То есть часть очередного транша вовсе не направляется на Украину, а переводится с одного счета фонда на другой, но засчитывается в качестве выделенных кредитов, на которые также начисляются проценты. Доход для МВФ из воздуха. И резать курицу, несущую золотые яйца, фонд и его подлинные хозяева-американцы явно не будут.
Конечно, украинские суммы для Америки и МВФ не так уж велики, но здесь дело принципа. Особенно если принять во внимание, что значительная часть бюджета МВФ состоит именно из таких маленьких денежных потоков со всего мира.
Думается, не случайно совпали по времени и подписание Украиной соглашения с Китаем, и достижение компромисса с МВФ по пересмотру соглашения между ними, смягчающие политические требования фонда к Украине.
Об этом 9 июля сообщается на сайте Министерства финансов Украины.
Отмечается, что во время рабочего визита в США министр финансов Сергей Марченко провел ряд встреч с представителями МВФ. Были согласованы позиции сторон, и был достигнут компромисс по антикоррупционной реформе, реформе корпоративного управления и вопросам независимости Национального антикоррупционного бюро Украины.
Экономическое соглашение с Китаем нужно Украине также для того, чтобы на время залатать финансовые дыры. Примечательно, что соглашение по китайским инвестициям было подписано накануне погашения Украиной самого большого внешнего и внутреннего долга, выплата по которому приходится как раз на август-сентябрь с. г.
Труднее всего по поводу неожиданного изменения политического курса в отношении Китая украинскому руководству пришлось объясняться с собственным населением, приученным к лозунгам, что у Украины будущее связано только с ЕС и НАТО.
Понимая свои трудности, правительство целую неделю с момента подписания соглашения 30 июня вплоть до 6 июля скрывало факт подписания договора. И готовило почву для его обнародования хотя бы в Верховной раде. Так, глава фракции «Слуга народа» и глава политического совета партии Давид Арахамия произнес с трибуны проникновенную оду КПК и лично товарищу Си Цзиньпину, у которого стоит поучиться управлению страной.
«Правящая партия Украины “Слуга народа” считает КНР важным стратегическим партнером страны и намерена перенимать опыт Коммунистической партии Китая /КПК/ в управлении экономикой и построении государства». Что называется, лизнул до гланд.
Эту же мысль он повторил китайским СМИ в интервью. И одновременно поздравил со 100-летием со дня основания КПК ее руководство и всех китайцев.
Арахамия заявил, что прочел на русском языке книгу «Си Цзиньпин о государственном управлении», которая произвела на него такое сильное впечатление, что он решил содействовать появлению украиноязычного издания этой книги. Чтобы украинцы смогли узнать, как Китай преодолел трудности и добился стремительного роста экономики.
Запад на официальном уровне не стал осуждать игру Украины в перевертышки, что также косвенно свидетельствует: вопрос согласован. Европа же при этом не упустила случая и между делом влепила Зеленскому несколько оплеух.
Эту почетную миссию взяла на себя уходящая в историю Ангела Меркель. Она анонсировала принятие в ЕС шести балканских стран: Сербии, Албании, Северной Македонии, Косово и Боснии и Герцеговины. Ее в этом поддержал Макрон. А Украины в этом списке по понятным причинам не оказалось. Разве не обидно!
Еще больше в НАТО опустили Зеленского, когда тот предпринял ещё одну попытку вымолить ПДЧ для Украины. В ответ на его просьбу предоставить Украине четкий перечень необходимых для внедрения реформ спецпредставитель Генерального секретаря НАТО Джеймс Аппатурай заявил: «Такого перечня не существует… Это так не работает. Нет четкого перечня критериев, после выполнения которых предоставляется ПДЧ или членство, потому что это политические решения, это не сугубо технические критерии…» После чего Зе осталось только утереться, что он и сделал, уже по привычке.
Такое демонстративно оскорбительное отношение Запада к Украине можно сравнить с ведением на коротком поводке собаки, которая по первой же команде выполнит любые требования дрессировщика.
Киев сможет, не задумываясь, в любой момент снова кинуть Китай, если этого хозяин потребует и при этом гарантирует безнаказанность за взятые, но невыполненные экономические обязательства перед КНР. По уже отработанному сценарию «Мотор Сич».
И ведь это далеко не первый случай невозврата Украиной китайского кредита. В арбитражном суде Лондона лежит иск Пекина к Киеву по возврату трех миллиардов долларов, которые Украина заняла в 2012-м под закупки зерновых. Первый транш в 1,5 млрд долл. был получен в начале 2013-го. Но уже осенью того же года на Украине был запущен механизм государственного переворота, который привел к началу гражданской войны.
Выполнить обязательства Янукович уже не мог. А путчисты получили прекрасный шанс свалить скандал на «режим Януковича». Что и сделал Игорь Швайка ― новоиспеченный министр правительства Яценюка. Его самого уволили с поста министра сельского хозяйства в 2014-м и завели на него уголовное дело. Так вопрос возвращения долга по договору стал нерешаемым.
И то, что вопрос находится на рассмотрении в Лондоне, безусловно, ныне способствует затягиванию всего процесса возврата Китаю кредита.
Шансы на его возврат тают с каждым днем, но, похоже, это не особенно волнует Пекин, заключающий новое инвестиционное соглашение с Украиной. Это может означать, что у Поднебесной в отношении Украины имеются очень амбициозные ― не только экспансионистские экономические, но и политические планы.
Эти планы явно учитываются США в выстраивании своей геополитической стратегии в треугольнике Запад ― Китай ― Россия. Просчитывается и возможная реакция РФ на освоение Китаем бывших советских республик. Это до сих пор наблюдалось в Средней Азии, а теперь захватывает и Украину.
Может это отрицательно повлиять на характер отношений между Москвой и Пекином?
В Вашингтоне считают, что может. И США дают возможность Китаю порезвиться на Украине с полной уверенностью, что способны в полной мере контролировать процесс и остановить его в нужный для них момент. Когда сочтут, что созданы напряженность и недоверие в российско-китайских отношениях в достаточной мере. Когда решат, что настал момент для очередного этапа операции с условным названием «Мотор Сич» и очередным переносом рассмотрения всех экономических претензий Китая в лондонский суд для окончательного их захоронения.
Сергей Кузнецов