Украина присмотрелась к Турецкому потоку и потребовала компенсаций ещё и за него
Любящий бесцельно летать в разные страны Владимир Зеленский недавно вновь посетил Берлин.
Пресс-секретарь президента Украины Сергей Никифоров назвал причину визита: его шеф собирался добиться от канцлера Германии Ангелы Меркель остановки проекта «Северный поток – 2». При этом их обоих нисколько не смутило, что Германия – основной инициатор строительства, и более всех европейцев заинтересована в скорейшем запуске проекта, ради которого Берлин вступил в ожесточённое противостояние с Вашингтоном. И тут вдруг: «Зеленский всегда повторяет, что он будет пытаться остановить «СП-2», пока по нему не пойдёт газ, и даже после этого – это программа-максимум для него», – рассмешил Никифоров.
Подключился ещё один «юморист». Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба пытался то ли шантажировать, то ли просить. Он заявил, что если не удастся остановить проект, то тогда Украина потребует компенсаций (например, продлить транзитный контракт Газпрома ещё на 10-15 лет). «Между Германией и США прошли переговоры, в которых мы не участвовали. Если нам предложат компенсации, мы это рассмотрим, однако вовсе не обязательно согласимся с предложенным», – стращает Кулеба. Он считает, что кроме непосредственно финансовой составляющей (2-3 миллиарда евро) компенсации, должны быть также гарантии безопасности и возврата Украине её «временно оккупированных территорий» – Крыма и Донбасса.
На это весьма кратко отреагировал депутат бундестага Вальдемар Гердт, назвав это предложение чушью. Поддержал парламентария и коллега – глава комитета бундестага по экономике и энергетике Клаус Эрнст. Он считает, что ФРГ вовсе не обязана компенсировать что-либо в случае прекращения транзита российского газа через Украину:
«Абсолютно недопустимо, чтобы энергетическая политика Германия удовлетворяла украинские интересы. Если Украине нужны деньги, тогда пусть обращается к международным донорам, например, ЕС».
После того, как сам Владимир Зеленский раскритиковал Ангелу Меркель за то, что она не восприняла его слёзную просьбу остановить «Северный поток – 2», за отказ противодействовать запуску газопровода на президента США Джо Байдена и канцлера Германии «наехал» и не в меру нахальный Сергей Никифоров: «Мы не услышали самого важного: как стороны будут пытаться обеспечивать безопасность Украины. Нужна конкретика, которую требует (!) президент Владимир Зеленский».
Представьте себе такую картину. Допустим, вы регулярно на рынке покупаете продукты у одного и того же продавца. И однажды случайно замечаете, что у его соседа выбор больше, а цены ниже. Естественно, что по рыночным законам вы уйдёте к новому продавцу. И тут вдруг прежний продавец предъявляет свои претензии («Ты туда не ходи, а то башка попадёт, ты сюда ходи!») и требует компенсации за упущенную выгоду. Смешно и нелепо? А ведь Киев так себя сегодня и ведёт.
Наблюдая эту постоянную истерику украинской власти по поводу «СП-2», многие недоумевали: а почему ни слова не говорится про «Турецкий поток», который также является конкурентом украинской ГТС? Некоторые предполагали, что это связано с тем, что Анкара провозглашена стратегическим партнёром Киева – мол, неудобно её втягивать в эти разборки. Но то ли пришло время, то ли внезапная смена внешнеполитического вектора в сторону Китая (а хозяева в Вашингтоне об этом знают?) изменила приоритеты, но во всяком случае аппетит пришёл «во время еды».
«Мы должны провести переговоры с Евросоюзом о компенсации убытков из-за Турецкого потока», – высказалась директор киевского центра глобалистики «Стратегия ХХІ» Оксана Ищук. Видимо, её сподвигло на это «рацпредложение» то, что к немалому числу потребителей российского газа по «Турецкому потоку» (Болгария, Босния и Герцеговина, Греция, Румыния, Северная Македония, Сербия) недавно добавилась Венгрия. Это «безобразие» весьма разочаровало пани Ищук – по её расчётам, «Турецкий поток» наносит Украине ущерб примерно $450 миллионов в год, а в перспективе украинская ГТС будет выполнять лишь вспомогательную функцию в случае повышения спроса на газ. «Если кому-то в ЕС и ФРГ кажется, что достаточно выплатить Украине компенсации за её отказ от блокирования «СП-2», то пора вести речь сначала о компенсации за потери транзита по южному направлению. Ведь потери произошли из-за государств ЕС – Болгарии и Венгрии», – предъявила она ультиматум. Честно говоря, тут я в растерянности: а разве Украине уже дали (или хотя бы обещали) какие-то компенсации? И главное: а как Ищук и прочие вымогатели собираются блокировать этот газопровод?
То, что «СП-2» будет достроен, не было сомнений ещё в 2019: если проекты стоят $10 млрд, это значит, что они подкреплены высокими обязательствами, констатирует экономический эксперт Украинского института будущего Даниил Монин.
«Единственной альтернативой этому могла стать программа наращивания добычи собственного газа, но никому это не нужно. Намного интереснее озвучивать чужую повестку дня про чистую энергию и тем ещё больше разбалансируя нашу энергосистему, делая её неконкурентной. Ещё один миф: «без транзита мы не сможем финансировать армию». Это вообще полный бред, ибо транзит – это деньги не бюджета, а субъекта хозяйствования. У нас в этом году вообще нет дивидендов от Нафтогаза, и армия вполне финансируется через налоги. Поэтому ничего страшного не произошло. У нас контракт с Газпромом по 40 млрд кубов прокачки до конца 2024. Это будет давать нам $1.3-1.4 млрд. Да, это меньше, чем раньше. Возможно, это даже наш шанс уйти с проклятия и начать думать стратегически», – предполагает Монин.
Действительно, по действовавшему до конца 2019 контракту через ГТС Украины ежегодно должно было прокачиваться около 110 млрд кубометров газа, за что украинская казна получала около $3 млрд в год. Но ввиду постоянных претензий Нафтогаза к Газпрому и ухудшения в целом украино-российских отношений, новый контракт вообще мог быть не подписан. Пришлось заинтересованным европейцам выступить посредником в переговорах, в результате Киев и Москва смогли всё же договориться о продлении транзита, но гораздо меньших его объёмов. Новый контракт предусматривает прокачку до конца 2024 суммарно 225 млрд кубометров газа через территорию Украины с постепенным снижением объёмов транзита. С 2021 в Европу через Украину поступает 40 млрд кубометров в год, и если этот объём станет ещё меньше, то работа украинской газотранспортной системы станет нерентабельной. Вот поэтому в Киеве по этому поводу и «подгорает». Но как говорится, кто им доктор?..
Руслан Веснянко