Госкомпании срывают план Борисова
Летом прошлого года вице-премьер Юрий Борисов продавил законопроект, обязующий государственные компании заниматься импортозамещением. В частности, речь идет об обязательных закупках госкомпаниями отечественных товаров в ряде отраслей промышленности. Например, в радиоэлектронике.
Закон вступил в силу в 2021 году. Однако сразу же возникли сложности. Так, госкомпании не спешат переходить на российскую продукцию. Таким образом, план Борисова по масштабному импортозамещению саботируется.
Но обо всем по порядку
#россия #политика #экономика #промышленность #производство
Об этой прорывной инициативе вице-премьера я часто писал летом. Потом тема несколько успокоилась, и осталось дождаться вступления закона в силу. Однако буквально сразу же возникли проблемы.
Для начала определим, зачем Борисов продавил этот проект. Довольно часто можно услышать мнение, что наша отечественная промышленность является не развитой и не способна производить качественные вещи. Разумеется, это не так. Главной проблемой нашей промышленности, как, собственно говоря, и всего реального сектора экономики, является сбыт.
Отечественные производители не могут конкурировать с транснациональными компаниями, поскольку не в состоянии предложить рынку такую же ценовую политику, как конкуренты. Зарубежные траснационалы существенным образом снижают себестоимость продукции за счет экономии на масштабе. И, если даже российские товары будут качественнее или же сопоставимы по этому показателю с конкурентами, в цене они все равно проиграют.
Соответственно, российским промышленникам необходимо первоначальный рынок сбыта, который станет опорой для дальнейшего развития. Для этого нужны те протекционистские меры, которые предлагает Борисов. Именно госкомпании можно принудить закупать российские товары.
Конечно, не факт, что подобного рынка сбыта будет достаточно, поскольку российский внутренний рынок является сравнительно небольшим по объему. В отличие от того же Китая, где точно такие же меры дали быстрый результат.
Тем не менее, для ряда отраслей прорыв, действительно, может свершиться. В частности, для радиоэлектроники.
Тем не менее, государственные компании не спешат следовать тому законодательству, которое вступило в силу с 1 января. Проблемой озаботился Минпромторг и Минюст. С 2022 года в административный кодекс будут внесены соответствующие положения, которые установят ответственность для госкомпаний, которые не хотят выполнять законодательство.
Впрочем, есть и исключения. Так, например Росатом полностью отказывается от Microsoft и переходит на отечественное программное обеспечение. Правда, в случае с Росатомом дело касается не столько экономической тематики, сколько вопроса безопасности, ведь российская атомная промышленность является ведущей в мире, занимая под 40% общемирового рынка.
К сожалению, это то, о чем я пишу постоянно. Многие проекты государственников, которые приняты наверху, саботируются на местах. Вышеописанная ситуация — яркий тому пример.
Тоже самое происходит везде. Указания не то, что Борисова или Белоусова вызывают сопротивление на местах. Порой, игнорируются прямые приказы Президента. Иногда даже не просто на местах, а в высших органах исполнительной власти и в госкомпаниях.
Надеемся, что план Борисова по импортозамещению в госзакупках заработает хотя бы с 2022 года. В противном случае шансы на развитие нашей промышленности существенным образом снижаются.