Ф-35 вновь проявил себя как отличный истребитель … денег. Операция ВВС Израиля в очередной раз обнажила непреодолимые проблемы «стелса»
Израильская версия многофункционального стелс-самолета Ф-35 считается одной из наиболее продвинутых и боеспособных во всей линейке. Но и у неё из-за системных проблем есть целый ряд ограничений в применении. Фото Тheaviationist
Интересное мнение об американском многофункциональном стелс-самолёте F-35 Lightning II довелось прочитать на закрытом военном форуме от одного анонимного израильского лётчика, принимающего участие в нынешней операции против движения ХАМАС. Как мы знаем, Государство Израиль считается одним из самых крупных держателей "Молний-2", получивших в ближневосточной модификации название F-35I и имя собственное "Адир" ("Могучий", в переводе с иврита). Израильтяне достаточно много вложились в самолёт, с большим трудом преодолев глубокое нежелание "Локхид Мартин" чтобы кто-то глубоко совал нос в их оригинальную конструкцию. Они не стеснялись критиковать самолёт, называя к примеру, применяемую на нём вычислительную логистическую систему ALIS "гениальной конструкцией мирного времени, когда на тебя каждый день не падают ракеты". В итоге, им удалось продавить даже суровое лобби менеджмента "Локхид Мартин" и внести в "Молнию-2" ряд существенных изменений с помощью своих лучших высокотехнологичных концернов "Элбит Системз", "Рафаэль" и других.
Израильские "Молнии-2" на сегодня самые результативные. Собственно, вся позитивная статистика Ф-35: два сбитых израильтянами беспилотника и одна крылатая ракета хуситов и есть весь его послужной список. Напомню, что самолёт начали использовать 12 лет назад. Фото 19fortyfive
Это довольно существенно освежило конструкцию самолёта, но мало могло повлиять на его системные недостатки, которых, как известно, последняя профильная подкомиссия Палаты представителей Конгресса США в 2019 году насчитала более 800. И не менее десяти из них напрямую угрожали жизни пилота и могли фатально повлиять на работоспособность и выживаемость самолёта. Тем не менее, его израильская версия неформально считалась в среде специалистов одной из самых боеспособных, а эксперты популярного журнала The National Interest называли её примером для подражания при будущей модернизации американских Ф-35. Израиль при этом, со своей стороны, всегда старался поддерживать программу Joint Strike Fighter (F-35 Lightning II) и выполнял все требования по закупкам и даже больше. Благо, тратить в основном приходилось не свои. Но в январе этого года всплыл первый громкий скандал, который до этого удавалось сдерживать сугубо административными мерами. Во-первых, проявились серьезные недостатки "супер-пупер" двигателя Pratt & Whitney F135, создатели которого, мягко говоря, сильно наврали, как минимум в два раза преувеличив его потенциальный ресурс. Наблюдались большие проблемы с нормальной работой взлётно-посадочных устройств. Ещё тревожнее оказался инцидент, когда на летних маневрах в августе 2022 года ни один из "многофункциональных" Ф-35 не смог поразить расположенную на земле учебную цель. Вот это была по-настоящему неприятная новость. В итоге, из приобретенных "стелсов" летало в лучшем случае чуть больше половины, а в конце прошлого года большинство из тридцати единиц Ф-35 военно-воздушных сил Израиля стояли на земле, в том числе и по причине бешеной дороговизны обслуживания.
Многие задаются вопросом, зачем Израилю такое количество "стелсов" создающих огромное давление на военный бюджет. Тем более, как мы видим на этой картинке, в такой комплектации, с подвесными баками и оружием на внешней подвеске, они даже условными "невидимками" не являются. Ответа на все эти вопросы пока никто не услышал. Фото ВВС Израиля
Две последние проблемы вновь ярко проявились в ходе нынешней операции. По неформальному мнению многих специалистов, Ф-35 оказался недостаточно точным для работы по земле, чтобы широко применять его непосредственно при ударах в Газе, и этим занимаются проверенные Ф-16. "Молнии-2" в итоге отправили на границу с Иорданией, со стороны которой по Израилю регулярно начали прилетать ракеты от йеменских хуситов, объявивших Еврейскому Государству свою войну. Их ракеты не блещут совершенством, но даже такие, с помощью ВВС, перехватываются с огромным трудом. Здесь израильтяне вполне справедливо рассчитывали на мощную бортовую РЛС и совершенную систему прицеливания F-35 Lightning II, которую они допиливали собственными силами. И она, в целом, не подвела. Есть роликов, где "Адир" перехватывает йеменскую версию ракеты "Кудс-1" (ближневосточная реплика старой советской КРБД Х-55, созданная из иранских деталей). Однако выяснилось, что такие перехваты — удовольствие не из дешевых. Для этого приходится держать в воздухе сразу несколько самолётов F-35I, чья стоимость часа полёта тянет более чем на 50 тысяч долларов, а в случае интенсивного применения "стелса" эта сумма резко начинает расти. Учитывая прежние проблемы самолёта в начале этого года, эксплуатация Ф-35, особенно в круглосуточном режиме патрульного самолёта, становится во всех смыслах поистине золотой.
Кто-то из специалистов посчитал, что полное облуживание парка из 75 единиц Ф-35 будет обходиться Израилю примерно около 3 млрд долларов в год. Это без малого 20% их военного официального бюджета. Фото ВВС Израиля
И вот теперь близкие к авиации люди в Израиле рассуждают, что им делать с таким счастьем. Доллары там пока не печатают, деньги считать умеют, а помощь от США велика, но не безразмерна. Так что содержать флот из 75 "стелсов", а именно столько сегодня Ф-35 закуплено для Хейль ха’Авир (ВВС Израиля), может стать неподъемной задачей, если война хоть ненадолго затянется. Как там Черчилль говорил? "Хочешь разорить небольшое государство, подари ему крейсер". Теперь эту крылатую фразу можно легко отнести и к замечательному американскому "стелсу", который давно имеет неформальную славу великого истребителя… военных бюджетов.
Прошу уважаемых читателей в комментариях воздерживаться от любых ксенофобских высказываний и выражения ненависти по национальному признаку. Искренне надеюсь на ваше понимание.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!