Пропалестинские митинги — это не «марши ненависти», а выражение солидарности, беспомощности и разочарования

Замечательная сегодняшняя статья обозревательницы британской The Guardian Несрин МаликПропалестинские митинги — это не «марши ненависти», а выражение солидарности, беспомощности и разочарованияАкция протеста в центре Лондона с призывом к прекращению огня в Газе, 28 октября. Фотография: Гай Смоллман/Getty Images.

По мере того как наши улицы заполняются всё большим числом сторонников Палестины, а в ближайшие выходные в центре Лондона планируется провести масштабную акцию протеста, британские политики и комментаторы придумывают всё новые способы описания происходящего: от "маршей ненависти", по словам министра внутренних дел Сюэллы Брейверман, до пустого "демонстрации добродетели". Премьер-министр Риши Сунак уже назвал марш, который состоится в ближайшие выходные и будет приурочен ко Дню перемирия, "провокационным и неуважительным". Но каждая попытка приписать этому движению угрожающий характер на самом деле является отказом от попытки понять суть происходящего. Кому-то это покажется откровением, но многие люди в Великобритании испытывать сильные переживания по поводу ситуации в Газе, вовсе не будучи "одержимыми" Палестиной и не руководствуясь террористическими симпатиями.

Некоторые из них относятся к этим маршам с настороженностью, и это вполне понятно. В Британии участились случаи проявления антисемитской ненависти, а нападение ХАМАС 7 октября потрясло еврейскую диаспору, в которой траур сразу же перерос в сочувствие к Газе. Поддержка Палестины может показаться подозрительной со стороны публики, которая не участвует во многих других подобных акциях. Почему именно эта проблема выводит на улицы столь многих, в то время как о других несправедливостях во всем мире молчат?

Ответ не совсем прост, но и не зловещ. Палестина — не единственная несправедливость в мире, но она вызывает особый резонанс. Историческая прочность и последовательность конфликта — все эти годы незаконной оккупации, изгнания, лишения собственности и переселения — придают ему форму и место в общественном сознании, которых не хватает другим. Это также несправедливость, которая одобряется и поддерживается западными правительствами, вооружающими Израиль в конфликте и отказывающимися осудить его действия. Протест направлен не только против Израиля, но и против отечественных правительств и политиков, которые, как считается, приложили руку не только к порабощению палестинцев без гражданства, но и к созданию целой моральной основы для этого. По мере того как число погибших в Газе приближается к 10 тыс. человек, утверждение о том, что гибель людей оправдана бессрочным "правом Израиля на самооборону", становится все более несостоятельным.

Палестинская проблема уже давно является частью взаимосвязанной борьбы за самоопределение и равенство для международных левых. Но все чаще она оказывается на пересечении современных глобальных и экономических недовольств и становится частью движения за социальную и расовую справедливость. В 2021 г. организация Black Lives Matter выступила с заявлением о "солидарности с палестинцами"; в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан появились фрески Джорджа Флойда. Социальные сети сделали этот интернационализм более доступным. Вооруженный солдат или полицейский с ногой на шее, контрольно-пропускные пункты, сегрегированные улицы и кварталы — эти образы перекликаются с прошлым и настоящим людей, которые сталкиваются с безнаказанным поведением власти, которые чувствуют в своих собственных обществах неравенство в ценности человеческих жизней.

В этом конфликте есть универсальная простота, выходящая за рамки политической идеологии: речь о фундаментальном праве человека на полноценную государственность, на безопасную и достойную жизнь в своем доме. Как недавно объяснил в интервью журналист Та-Нехиси Коутс, после посещения оккупированных территорий увиденное показало ему, "насколько все на самом деле просто". "Не нужно иметь докторскую степень по ближневосточным исследованиям, — сказал он, — чтобы понять основную мораль содержания народа в ситуации, когда у него нет элементарных прав".

Однако эти протесты следует воспринимать и как наследие "войны с террором", которая оправдывалась соображениями морали и безопасности — судьбой женщин в Афганистане или угрозой уничтожения, — но на поверку оказалась лишь мстительным гневом и ошибочным проецированием силы. Наследие этих двух десятилетий принесло горький урожай: миллионы погибших, террористические организации, использующие дестабилизацию на Ближнем Востоке, исламофобия, ограничение гражданских свобод и стойкое ощущение того, что мы не можем доверять нашим лидерам и политической системе, обеспечивающей отсутствие последствий для них. Неудивительно, что когда пытаешься убедить людей в том, что в вопросе Палестины они должны доверять своему правительству, то встречаешь скептический прием.

Протест — забавная вещь. Он представляет собой смесь рационального, эмоционального и племенного. И далеко не всегда он является признаком агрессии, зачастую это выражение беспомощности, разочарования и отсутствия влияния на политику. Можно попытаться выявить крайних, чтобы обнаружить в них отвратительный экстремизм или напускное невежественное тщеславие, но часто в основе всего этого лежит общее ощущение, что что-то просто не так, и что тем, кто говорит вам, что вы должны идти домой и верить, что они знают лучше, нельзя доверять. Возможно, есть и другая мотивация — комфорт и уверенность в атомизированном обществе, когда находишь тех, кто идет с тобой рядом и серьезно относится к твоим убеждениям, особенно когда они не представлены и не воспринимаются всерьез в других местах.

Отказ от мысли о том, что в условиях, когда на улицы выходят сотни тысяч людей, может быть что-то стоящее, объясняется не только несогласием или страхом перед тем, что может быть развязано. Протест в военное время, как правило, легко высмеять, потому что он в целом не работает и воспринимается как несерьезный и бессмысленный в тот момент, когда ставки в других странах высоки. "Во время войны во Вьетнаме, — говорил Курт Воннегут, — каждый уважаемый художник в этой стране был против войны. Это было похоже на лазерный луч. Оказалось же, что сила этого оружия равна силе пирога с заварным кремом, сброшенного со стремянки высотой в шесть футов". Но протест имеет значение, даже если его последствия не будут немедленными. Тот факт, что аморальность и безрассудство войны во Вьетнаме были озвучены, сделал ее глупость более конкретной после её окончания — от нее нельзя было отмахнуться задним числом. Трагедии войны в Ираке многие люди ясно предвидели, и поэтому архитекторы той войны не могут так легко, как им хотелось бы, стилизовать свои неудачные решения.

Поэтому упрощать или отвергать народную поддержку Палестины — плохая идея. Она опирается, осознанно или нет, на уроки прошлого и разочарования настоящего. Они могут не иметь докторской степени по ближневосточным исследованиям, но в конечном итоге инстинкты тех, кто выступал за сдержанность, сострадание, соблюдение международного права и кровавую бессмысленность репрессий, оказались правы. В то время как некоторые районы Ближнего Востока выглядят дестабилизированными, это может произойти ещё не раз.

© Перевод с английского Александра Жабского.

Оригинал.

Переводил статью умницы Несрин, а сам думал при этом, а где же Россия. Где же массовые протесты против изуверства израильского иудонацизма наших профсоюзов, политических партий, неправительственных и молодёжных организаций? Неужто в них так сильно еврейское лобби, влияние сионистской пропаганды, своих поганеньких сатановских на минималках, что они боятся и нос высунуть из своих уютных офисов, чтобы громко заявить о своей солидарности с многострадальным арабским народом Палестины, лишённым иудонацистами Израиля своей родины и самого права мечтать о создании собственного государства, чем аж с 1948 года наслаждаются их понаехавшие соседи-евреи?

Стыдно, право слово, за Россию. Советский Союз твёрдо стоял на стороне палестинцев, поддерживая их правое дело всеми своими возможностями. Был и очень влиятельный в мире Антисионистский комитет советской общественности, возглавлявшийся дважды героем Советского Союза, генерал-полковником Давидом Драгунским. А нынешняя Россия, выходит, пляшет под дудку потерявших страх сионистов — вот только ради чего, кто бы мне объяснил?

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».