Российские фермеры вытеснили австралийскую говядину с китайского рынка
Англосаксонская солидарность привела к грандиознейшему обострению китайско-австралийских отношений, в результате чего вместо угля с зелёного континента в Поднебесную хлынул российский уголь.
Но этим «приятные» для российской экономики подарки от Австралии не закончились. На данный момент говядина из Австралии в Китай практически перестала поставляться, чем не преминули воспользоваться российские фермеры.
В первом квартале 2021 года поставки российской говядины в Китай выросли в 20 раз, в то время как доля самой КНР в общем объёме российского экспорта говядины превысила 55 %. В тройку главных покупателей говядины из России также входят Саудовская Аравия и Казахстан.
Работу в Китае российские фермеры начали в 2020 году с нулевой отметки. Если в первые три месяца 2020 года экспорт российской говядины в Китай составлял 2,6 тысячи тонн. В 2021 году за аналогичный период в Поднебесную удалось отправить уже 6,5 тысячи тонн мяса.
Не смотря на то, что прирост экспорта в процентах колоссальный, но пока ещё это достаточно скромные объёмы в масштабах общего российского экспорта мяса (птица, свинина) в другие страны.
В общих ресурсах российской говядины — это примерно 1 миллион и 650 тысяч тонн производства и 350 тысяч тонн импорта — отечественный экспорт в КНР в 2021 году ожидается на уровне 20 тысяч тонн.
С другой стороны, до 2020 года основными поставщиками мяса говядины в КНР были Бразилия, Аргентина и Австралия. Состязаться с двумя первыми российским фермерам пока вряд ли под силу. А вот то, что они оперативно воспользовались благоприятно складывающейся ситуацией и занимают австралийский сегмент — отрадный факт.
Что говорит в пользу того, что при соответствующих усилиях со стороны отечественных фермеров, доля российских поставок говядины в Китай должна неуклонно повышаться:
1. Российская говядина расценивается в Китае как мясо высокого качества, а это изначально предполагает повышенные доходы от поставок, то есть ей вполне по силам завоевать перспективный сегмент премиальной говядины.
В КНР проживает большое количество богатых людей, которые делают ставку на экологическую и органическую продукцию, то есть продукцию премиум-класса.
В России, в отличие от США или Австралия, запрещено использование гормонов роста, стимуляторов роста, стероидов при производстве скота, что обеспечивает восприятие российской говядины в положительном ключе.
2. В последнее время отмечается падение на 3% мирового экспорта говядины, до 10,8 миллиона тонн. Такая ситуация сложилась за счёт снижения производства в крупных мировых импортёрах мяса —Аргентине, Бразилии и Австралии. В то же самое время в 2021 году уже зафиксирован весьма значительный рост цен на говядину — она подорожала примерно на 5,6 %
3. Китай большую часть мясных изделий сегодня импортирует. Такая ситуация сложилась фактически с 2013 года и продолжает наращиваться. С 2012 года рост производства говядины в Китае не возобновлялся, ежегодно собственное производство снижается на 5-7 %, а в некоторых регионах страны оно и вовсе остановилось.
Таким образом, сейчас Китай готов закупать говядину где угодно. В 2020 году импорт говядины в Китай увеличился на 18-20 %. Такой же рост аналитики прогнозируют и далее. А это значит, что российские фермеры в ближайшие годы имеет все шансы на то, чтобы ещё более увеличить объём поставок своей продукции.
Сегодня, по оценкам Минсельхоза, Россия может зарабатывать на экспорте говядины в Китай примерно $200 млн. в год. Однако, для того чтобы обеспечить дальнейший рост за счёт именно китайского рынка, отечественным фермерам необходимо поднапрячься.
В данный момент отечественные фермеры работает с северо-востоком Китая, который непосредственно прилегает к России, а значит им надо расширять территорию своего присутствия, осваивать новые регионы в Поднебесной.
Сегодня в Китае присутствуют именно марки говядины из Аргентины и Бразилии. Российская же говядина пока ещё обезличена. Поэтому необходимо сформировать свой бренд, который станет узнаваемым в Поднебесной как органически чистый.
Требуется существенно расширять ассортимент поставляемой продукции. То, что успешно продаётся в России, в странах СНГ или даже в Европе, может не пользоваться популярностью в КНР, и наоборот. Поэтому, прежде всего, необходимо направить усилия на изучение китайского рынка потребления, вкусовых пристрастий местных граждан и так далее.
КНР с удовольствием закупает сырую или замороженную говядину, но не имеет особого желания покупать готовые изделия из-за их прибавочной стоимости. Российским фермерам наоборот выгодно продавать именно такую продукцию – колбасы и так далее. Для этого российским производителям нужно срочно войти в китайские вкусы.
Присутствие отечественной говядины на китайском рынке также позволяет расширять и другие поставки, прежде всего, мяса птицы, а значит, нарастить объёмы экспорта сельхозпродукции в КНР.