Пропаганда литвинизма в Литве: у власти не получится «усидеть сразу на двух стульях»
В Литве продолжает активно муссироваться тема литвинизма, однако конкретных мер от властей нет.
Ряд наших публикаций, основанных на неоспоримых фактах пропаганды радикального литвинизма в Литве, всё же вызвал бурную дискуссию в литовских и «змагарских» кругах.
Так, после публикации ряда наших статей (ВПО: «Исторические параллели: Литва позволяет реанимировать «литвинизм» в стране», «Литвинизм в Литве — угроза безопасности», «Литвины-террористы угрожают правительству Литвы») литовское новостное издание LRT решило поинтересоваться мнением эксперта, директора Института ВКЛ, доцента Университета Витаутаса Великого Рустиса Камунтавичюса, – является ли литвинизм в тех проявлениях, которые сегодня можно наблюдать в Литве, угрозой национальной безопасности.
В интервью изданию доцент Камунтавичюс (не имеет ученой степени) утверждает, что в республике сегодня можно наблюдать нерадикальный литвинизм, который следует рассматривать как способ сближения беглых белорусов с Западом, с которым они имеют исторические связи, и якобы их попытку отойти от России, как от «страны-агрессора». Камунтавичюс считает, что в настоящее время для Литвы нет никакой опасности, а литовские политики всего боятся и только усугубляют обстановку.
«Мы всего боимся, комплексы, фобии, и иногда даже интеллектуальная часть общества их поддерживает. Этот страх очень глубок. Мы говорим, что белорусы незрелые и находятся в поисках новой идентичности, но мы сами незрелые. Мы не справляемся со своими страхами, мы сами придумываем фантомы и сами их боимся», – считает историк.
Примечательно, что Камунтавичюс в своём интервью ни разу не упомянул, что именно в Вильнюсе находится штаб-квартира беглых белорусских оппозиционеров, размахивающих БЧБ-тряпками с Погоней, символизирующими, в том числе, возврат к так называемой концепции «адраджэння». Именно она навязывалась БЧБистами в 1990-е годы в качестве государственной историографии, отражающей не историю белорусского народа, а субъективные взгляды «литвинов», как отдельной социальной группы, на прошлое нашей страны.
Следует напомнить, что после распада Советского Союза и установления герба Великого княжества Литовского (ВКЛ) «Погоня», как официального символа Беларуси, возникли идеи о возможности переименования Беларуси в Литву, а белорусов – в литвинов. Этот период характеризовался обсуждениями о логичном переименовании Литовской Республики в соответствии с историческим наименованием «Летува», а её жителей – в «летувисов», как они сами себя и называют. Также возникали обсуждения о справедливой передаче Вильно/Вильнюса белорусскому народу.
По сути, данные нарративы, пропагандируемые сегодня в прибалтийской республике, являются идеологией стравливания народов современной Литвы и Беларуси.
Более того, историк, пытающийся внушить литовским гражданам якобы выдуманную проблему пропаганды литвинизма, не соизволил прокомментировать подготовку в Литве белорусских боевиков для захвата власти в Беларуси. Кстати, это уже давно не секрет, что Литва наравне с Польшей готовит и обеспечивает террористов на своей территории, а после отправляет для «обкатки» на Украину. Кроме того, литовская власть даже позволила зарегистрировать «белорусское» бандформирование с символическим названием «литвины». Что, если не это, является пропагандой радикального литвинизма.
Стоит также отметить, что незамеченным в литовских кругах осталось и опубликованное недавно видео в социальных сетях о намерениях БЧБ-некомбатантов начать жечь дома депутатов сейма в случае, если те не «образумятся» и не перестанут «душить» белорусов в Литве.
В свою очередь, беглые «эксперты», находящиеся сегодня в Варшаве, так же считают, что для белорусов важна концепция, что «Вильнюс наш».
«Это важная часть белорусского нарратива, но не в том смысле, что мы хотим забрать Вильнюс у литовцев – это глупо, а в том смысле, что русинское присутствие в Вильнюсе было всегда – старобелорусско-украинское», – считает беглый «змагарский» историк Тимофей Акудович.
Он уверяет, что Вильнюс у Литвы они не собираются отнимать, но при этом, согласно «общезмагарской» позиции, считает необходимым максимально белорусизировать литовскую столицу.
«Приезд в Вильнюс большого числа белорусов – это возможность для Вильнюса снова стать великим городом, в который стекается традиция литовцев, белорусов, древних белорусов, русских. Мне кажется, что в этом плане было бы здорово, если бы белорусы хотели идти в муниципалитет, заниматься политикой», – заявил он.
Стоит отметить, что в чём-то историки правы, но стоит обратить внимание на важный аспект. Выступая в СМИ, каждый из них говорит ровно столько, сколько позволяет им это сделать официальная власть. Трудно представить, что такие высказывания как «Вильнюс белорусский город», «отсутствие опасности в литвинизме» и безнаказанность угроз со стороны БЧБ-террористов становятся общественными нарративами и постулатами для действий радикальных ячеек.
Подводя итог, ещё раз обратим внимание на то, что у литовской власти не получится «усидеть на двух стульях» – продолжать обеспечивать «змагарское» правительство в изгнании, пропагандирующее литвинизм, готовить боевиков для совершения терактов в Беларуси и при этом сохранить мир и стабильность на литовской земле. К сожалению, сегодняшнее военно-политическое руководство Литвы не осознаёт всю серьёзность и опасность от засевших в стране БЧБшников, которые, кроме всего, так и жаждут восстановить «историческую справедливость».
Сергей Острына